Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Введение во храм

Размер: 91 х 65,5

Автор:

Материал: Дерево, левкас, темпера

Персоналии: Богородица, Иоаким, Анна, первосвященник Захария, Иосиф Обручник, девы

Уточняющая датировка: 14 в.

Век: 14

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

Литературную основу сюжета иконы составляет рассказ Протоевангелия Иакова (Иак. 7,8) о посвящении трехлетней Марии на служение Господу. Являвшееся знаком благодарности за "разрешение неплодства" праведной Анны, приведение будущей Богородицы в ветхозаветный храм обретало глубокое символическое значение, прообразуя начало служения Христа, посланного на землю ради Искупления падшего человечества. Сокровенный смысл события выражен в обращенных к Марии словах ветхозаветного первосвященника: "Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последний дни сынам Израиля искупление" (Иак. 7). Эта мысль получала воплощение в системах росписей средневековых храмов, объединявших в единый цикл композиции "Введение во храм" и "Сретение". Следуя за текстом литературного источника, икона из села Кривое иллюстрирует сцену передачи Марии родителями на попечение ветхозаветного первосвященника Захарии, исполненное высокого смысла пребывание будущей Богородицы на ступенях храмового алтаря, ее чудесное кормление из рук ангела. Уникальную особенность иконы составляет включение в композицию фигуры праведного Иосифа Обручника, по жребию принявшего из рук Захарии воспитанную в храме двенадцатилетнюю отроковицу Марию для соблюдения ее чистоты и непорочности.

Происхождение

Троицкая церковь села Кривое Архангельской обл.

Библиография