Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Зачатие Анны

Реставрация: Реставрирована Ф.И.Прендель в Государственном Историческом музее в конце 1990-х годов.

Размер: 29.4 x 25,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера; серебро, чекшжа,

Персоналии: Праведный Иоаким, праведная Анна

Уточняющая датировка: 16 в., конец

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Вклад бояр Годуновых в Ипатьевский монастырь до 1595 года. Иконы, сюжеты которых связаны с темой чадородия, почитались в семьях, где остро стояла проблема рождения наследника, что было актуально для некоторых представителей рода Годуновых. В частности, для семьи Дмитрия Ивановича, дети которого умирали во младенчестве, не прожив одного года. Возможно также, что икона была вложена как моление о рождении наследника престола у царицы Ирины Федоровны Годуновой, которая, находясь с 1580 по 1592 год в браке с царевичем, а затем царем Федором Ивановичем, не могла благополучно родить. Иконография "Зачатия Богородицы" сложилась на основе Протоевангелия Иакова (гл. 1-У). В публикуемой иконе сцена Целования Иоакима и Анны дополнена сценами их молений и благовестий ангелов. В композицию включено изображение ложа на фоне Золотых ворот Иерусалима, которое символизирует престол жертвенника.

Происхождение

Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме

Библиография