Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение Ризы Богоматери

Реставрация: Реставрирована в 1971-1974 годах.

Размер: 113 х 108 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера.

Уточняющая датировка: 16 в. Вторая половина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона из собрания Владимиро-Суздальского музея, скорее всего, была храмовым образом собора Ризоположенского монастыря. Очевидно, именно она упомянута в Описи 1771 года как образ, стоящий на правой стороне местного ряда иконостаса и украшенный серебряным окладом с тремя венцами и цатами. Суздальская икона при общем композиционном сходстве с иконой из Бородавы, которая представляет столичную иконографическую традицию, имеет ряд важных отличий. Прежде всего, на иконе из Ризоположенского монастыря, по-видимому, отсутствует совмещение двух сюжетов — Положения ризы и Положения пояса Богоматери, тогда как на бородавской иконе отчетливо видны и риза, и пояс. Далее, на суздальской иконе царь, придворные, патриарх и духовенство показаны не склоняющимися к ризе, касаясь ее руками, а стоящими прямо, в молитвенных позах. Фоном сцены служит одноглавый храм, а не киворий, символизирующий влахернскую ротонду Св. Раки. Две последние особенности сближают суздальский памятник с клеймом иконы мастера Сухого Милово «Рождество Богоматери, с житием Богоматери» 1566 года из Леонтьевской церкви в Вологде, а также с иконой второй половины — конца XVI века из Устюжны, где храм имеет более сложное многоглавое завершение.

Стилистическая справка

Одной из наиболее интересных иконографических особенностей публикуемого памятника является помещенное над престолом изображение Богоматери Владимирской с подвесной пеленой. Это наиболее ранний известный пример включения Владимирской иконы в сцену Положения ризы, который находит аналогию в храмовой иконе Ризоположенской церкви Московского Кремля 1620-х годов. Хотя икона «Положение ризы» тесно связана с художественной культурой Москвы второй половины XVI столетия (об этом свидетельствуют приглушенный колорит, крупный «восточный» орнамент на подвесной пелене, плотное личное письмо, исполненное темными охрами, и драматическая интонация образов), она имеет ряд архаических признаков, указывающих на воспроизведение более древней иконы, которая, вероятно, относилась к рубежу XV—XVI веков. К числу этих признаков относятся спокойная, симметричная композиция с небольшим количеством персонажей, вытянутые пропорции фигур, сдержанность поз и жестов и нехарактерные для второй половины XVI столетия иконографические мотивы — архитектурные кулисы включая храм с четырехскатной кровлей и небольшой главой, а также плащ и закрытый, округлый венец императора. Тип овальных ликов с высокими лбами и длинными носами напоминает московские памятники последней четверти XV — начала XVI века, такие как «Покров» из суздальского Покровского монастыря и произведения круга Дионисия. Композиция иконы особенно близка сценам моления перед богородичной иконой, входящим в акафистный цикл росписи собора Ферапонтова монастыря 1502 года («Поюще Твое рождество...», «О Всепетая Мати...»). Сочетание общей сумрачности колорита с использованием ярких красного и зеленого тонов и белого цвета в одеждах святителя указывает на то, что мастер «Положения риз» пытался воспроизвести цветовую гамму иконы рубежа XV—XVI веков, искаженную потемневшей олифой.

Происхождение

Из собора Ризоположенского монастыря в Суздале

Фрагменты

Библиография