Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Рождество Богородицы с клеймами жития Иоакима, Анны и Богоматери

Реставрация: Реставрирована А.А.Рыбаковым во Всесоюзной специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1971 году.

Размер: 140 х 104,5 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богоматерь, праведный Иоаким, праведная Анна

Уточняющая датировка: 17 в., 1642 г.

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция с клеймами

Иконографическая справка

Икона поступила в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в 1929 году. Она украшена серебряным позолоченным басменным окладом, который покрывает поля, часть поземов в клеймах и среднике, обрамляет средник и отделяет клейма друг от друга. Кроме того, нимбы наиболее важных персонажей в среднике и в клеймах украшает 41 серебряный чеканный венец. Икона является храмовым образом иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, была вложена строителем Кирилло-Белозерского монастыря старцем Феоктистом Колединским (ум. 1650). По описи 1664 года она стояла первой справа от Царских врат. Судя но описям монастыря 1664 и 1665 годов, храмовая икона является вкладом строителя Кирилло-Белозерского монастыря старца Феоктиста Колединского (умер 17 июня 1650 года). В литературе существуют разные точки зрения по вопросу происхождения образа. И.А.Кочетков датирует его 1650 годом и полагает, что до середины XVII века в иконостасе находился древний образ из деревянного храма, который обветшал и был заменен новым. Г.О. Иванова датирует икону и оклад, который появился чуть позже, 1643-1646 годами и считает, что в соборе до середины XVII века существовала икона, написанная если не самим Дионисием, то кем-то из его сыновей. Доказательством этому служит произведение, близкое как храмовому образу, так и портальной фреске Рождественского собора - шитая пелена 1510 года "Рождество Богоматери с житием Иоакима, Анны и Богоматери", происходящая из Воскресенского собора Волоколамска. Знаменщиком ее традиционно считается сын Дионисия, Феодосий (Маясова 1971. С. 23. Кат. 34). Пелена и икона имеют одинаковый подбор и последовательность сюжетов в клеймах. Возможно, что икона середины XVII века является списком-копией с древнего дионисиевского образа. В среднике представлено Рождество Богоматери. По сторонам центральной части располагаются 18 клейм, которые последовательно раскрывают жизнь Богородицы до Рождения Иисуса Христа и после Его Воскресения. Верхние пять клейм посвящены родителям Марии, Иоакиму и Анне, и истории рождения Богоматери. Сюжеты слева и справа от средника рассказывают о Ее детстве и юности (вплоть до Благовещения), а четыре нижних иллюстрируют последние дни Богоматери перед смертью и само Ее Успение. Состав клейм: 1. Принесение даров Иоакимом и Анной. 2. Отвержение даров. 3. Благовестие Иоакиму. 4. Благовестие Анне. 5. Зачатие Анны. 6. Благословение иереями Марии. 7. Ласкание Марии. 8. Поступление Марии (Первые шаги). 9. Введение во храм. 10. Моление Марии в Святая святых иерусалимского храма. 11. Моление Захарии о жезлах. 12. Обручение Марии. 13. Благовещение у кладезя. 14. Испытание водой обличения. 15. Моление Богоматери в пустыни. 16. Смертное Благовещение. 17. Жены израильские у ложа Богоматери. 18. Успение Богородицы. Литературными источниками житийного цикла Богоматери были два апокрифических произведения, созданные в первые века христианской эры, - "Протоевангелие Иакова", написанное, по преданию, сводным братом Иисуса Христа, сыном Иосифа, и "Слово на Успение Богородицы", приписываемое Иоанну Богослову. С XVI века в русском искусстве получают распространение образы Рождества Богородицы со сценами жития. Среди них иконы "Рождество Богоматери" из Дмитрова с клеймами житий Иоакима, Анны и Богородицы (Иванова 1968. Ил. 64), "Рождество Богоматери в деянии" мастера Сухомилова из собрания Вологодского музея-заповедника (Иванова 2001. С. 240), "Рождество Богоматери с житием"из Устюжны (Художественное наследие Дионисия 2002. Кат. 89. С. 134-135) и некоторые другие. Ни одна из известных икон XVI - начала XVII века не является точной аналогией ферапонтовской. Наиболее близка ей по составу клейм икона из Устюжны.

Стилистическая справка

Существует мнение, что автором иконы мог быть городовой царский иконописец, костромич Любим Агеев, который в 1641 году руководил работой над росписью Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Любим Агеев Елепенков (ум. ок. 1644) - житель села Шунга близ Костромы. Ведущий костромской знаменщик 1630-1640-х годов. Руководил росписями храмов Николы Надеина в Ярославле (1640), Успенского собора Кирилло-Белозер-ского монастыря (1641-1642). Возглавлял всех городовых мастеров на росписях Успенского собора Московского Кремля (1643).

Происхождение

Местный ряд иконостаса Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Фрагменты

Библиография