Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Рождество Богородицы

Реставрация: Сильное кракелирование по всей поверхности, лессировки и золото частично смыты белилами. Басменный серебряный оклад 16 века.

Размер: 32 х 24 см

Автор:

Материал: Дерево, левкас, темпера

Персоналии: Богородица, праведная Анна, праведный Иоаким

Уточняющая датировка: 15 в. Первая половина

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Тема была широко распространена в византийском искусстве начиная с XI в. К концу XIII столетия сложились все составные части композиции, перешедшие в русскую иконопись и фреску. На иконе представлен так называемый краткий извод композиции. Св. Анна полусидит на ложе, обращаясь к гостьям, пришедшим к ней с дарами. Внизу, у ее ног служанки готовятся омыть новорожденную Марию. Сцена омовения младенца, унаследованная византийским искусством от античности и часто воспроизводимая в иконах "Рождество Богородицы", имеет близкую аналогию в композициях "Рождество Христово". В последних она трактуется как прообраз крещения Христа и всего человечества. Та же трактовка возможна и в данном случае. Подтверждением этому служат тексты молитв, посвященных празднику Рождества Богородицы, в которых варьируется мысль о явлении в мир Богородицы - матери Спасителя мира, о будущем очищении человечества. Радость обновления человеческого рода на рубеже Ветхого и Нового Заветов выявлена в сияющем светлом колорите иконы, в котором преобладают два цвета: голубой - цвет Богоматери и красный - цвет пламенной веры и любви к Богу.

Происхождение

Покровский монастырь в Суздале

Фрагменты

Библиография