Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Рождество Богородицы

Реставрация: Реставрирована Г.И.Смирновой в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в 1974 году.

Размер: 46,0 х 38,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богородица, праведный Иоаким, праведная Анна, служанки

Уточняющая датировка: 17 в., 1680-е гг.

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Комплекс праздничных икон всего их сохранилось шесть,в который входит и икона "Рождство Богоматери" происходит из придела Варлаама Хутынского - домашней молельни храмоздателей Скрипиных, позднее служившей ризницей. В иконографии иконы "Рождство Богоматери" прослеживается ориентация на западноевропейские гравированные образцы и отличается редкой для праздничных икон подробностью изложения сюжетов. В отдельных архитектурных кулисах в трех уровнях в свободной последовательности представлены сюжеты: "Моление Иоакима в пустыне о чадородии", "Моление Анны в саду о чадородии" (в верхних углах), "Зачатие Богородицы" (внизу в центре), "Рождество Богородицы" (в центре), "Омовение Младенца" (внизу слева), "Пир в честь рождения Богородицы" (в среднем ряду слева), "Принесение Богородицы в храм" (внизу справа), "Семь первых шагов Богородицы" (в среднем ряду справа).

Стилистическая справка

Живопись икон отличается высочайшим художественным уровнем, что свидетельствует об их создании одним из лучших костромских мастеров-миниатюристов, состоявшим на службе в иконописной мастерской Оружейной палаты. Большинство исследователей относит иконы к произведениям круга Гурия Никитина.

Происхождение

Церковь Илии Пророка в Ярославле

Библиография