Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Рождество Христово

Размер: 94,7 х 76,4 см

Автор:

Материал: Дерево, левкас, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица, прав. Иосиф

Уточняющая датировка: 16 в. Середина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

Две основные идеи праздника Рождества - радость всего мира, вызванная явлением в мир Всемогущего Бога, и "истощение" Бога ради спасения людей, Его "уничижение" - пронизывают всю Рождественскую службу. Над Младенцем, словно высокая сень, нависла черная бездна Вифлеемской пещеры. Черный цвет ее и светящиеся белизной одежды Христа напоминают о "мире, пораженном грехом по вине человека, в котором воссияло Солнце Правды". Чрево пещеры как образ рождающей Земли здесь уподоблено родившему чреву Богоматери. Это сопоставление проходит через всю праздничную службу: " Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит". Одновременно пещера - и символ сокровищницы, в которой лежит "небесная Жемчужина" - Христос. Но она - и место упокоения Христа: в ней положили Его мертвое тело после смерти. Поэтому белые одежды Младенца и Его ясли напоминают одновременно о погребальных пеленах и каменном гробе. Вол и осел как "чистые" жертвенные животные Ветхого Завета склонились над новозаветной Жертвой - Христом. Тема поклонения продолжена в изображении трех коленопреклоненных фигур ангелов, покровенные руки которых выражают готовность принять святыню. Согласно рождественской стихире "что Ти принесем, Христе", они приносят Спасителю пение. Это достаточно редкая иконографическая деталь, восходящая к иконам рублевского круга. Вверху справа ангел благовествует пастуху о свершившемся чуде (Лк 2: 10,11). По преданию, стада, пасшиеся по дороге из Вифлеема в Иерусалим, предназначались для храмовых жертв. Поэтому пастухи жертвенных животных первыми среди людей узнали о рождении Мессии, Который "взял на Себя все грехи мира". Сцена с пастушком, играющим на свирели и собирающим вокруг себя послушных овец, как будто изолирована от других композиций: здесь нет ни поклонения, ни "удивления и страха" перед случившимся. В то же время, красные одежды его, повторяющие цвет ложа Богоматери, приобщают его "таинству странному и преславному". Слушая благовествующего ангела, пастух, словно наполняет все произведение тихой музыкой, сообщающей о великой радости обновления всего "тварного" мира, который "воплотившееся Слово" приводит к состоянию блаженства и покоя. Икона разделена на несколько пространственных зон. Самая удаленная от центра - Вифлеемская пещера. Здесь в уменьшенном, по сравнению с другими сценами, масштабе представлена группа всадников-волхвов, которым, согласно апокрифическим текстам, в момент зачатия Христа явилась на Востоке звезда. Волхвов считали языческими царями (Ис. 60: 3; Пс. 71: 10), представителями трех возрастов человеческой жизни и трех рас Земли. Над вершиной горы, по которой спешат волхвы, из сегмента неба исходят три луча, направленные на Младенца. Они символизируют свет путеводной вифлеемской звезды, вставшей над местом рождения Христа. Движению всадников вторит энергичный, указывающий на звезду жест ангела, образ которого, вероятно, восходит к словам Иоанна Златоуста о том, что под видом звезды, руководившей волхвами, был Ангел Господень. Звезда вообще ассоциировалась с приходом на Землю Мессии - Христа. Она указана в пророчестве Валаама: "Восходит звезда от Иакова" (Числ. 24: 17), а также в Откровении (22: 16), где Христос назван "Звездою светлою и утреннею", озарившей землю светом евангельского дня.

Стилистическая справка

Радостный характер великого христианского праздника передает яркий праздничный колорит иконы. Изрезанные лещадками и поросшие изящными травами и деревцами, разбегающиеся горки вызывают ассоциации с поэтическими образами песнопений: "Веселитеся, праведнии небеса, радуйтеся, взыграйте, горы, Христу Рождшуся" (стихира Андрея Иерусалимского).

Происхождение

Успенский собор Тихвинского монастыря

Библиография