Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Сретение

Размер: 103 x 81

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица, прав.Симеон Богоприимец, прав. Анна Пророчица, прав.Иосиф Обручник

Уточняющая датировка: 15 в. Около 1450 г.

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Повествование евангелиста Луки о событии Сретения, почти лишенное сюжетной канвы, определило общую схему композиции - присутствие Божественного Младенца и Его родителей, а также праведных Симеона Богоприимца и Анны на площади перед зданием Иерусалимского храма. Дальнейшее развитие иконографии "Сретения" происходило под влиянием текстов службы праздника. Схема данной композиции Сретения, с изображением Младенца Иисуса на руках Матери, навеяна стихами 5-й Песни канона Преподобного Козьмы Маюмского: "Разумев, божественный старец, проявленную древле пророку славу, руками Слово зря матерними держимо. О радуйся, вопияше, Чистая, яко престол бо держиши Бога, Света невечернего и миром владычествующа". Применение подобной схемы в памятниках позволяло отчетливее выявить особую роль Богоматери как пособницы Искупления человеческого рода. Жертвенное начало, намеренно подчеркнутое в облике беззащитного Младенца - Его обнаженных, скрещенных ножках, выдающей испуг и нерешительность позе, нарочито сопоставлено с традиционной ветхозаветной жертвой - двумя голубицами в клетке, по закону приносимыми в храм в залог очищения роженицы (Лев. 12: 8).

Происхождение

Преображенский собор в Твери

Библиография