Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Успение

Реставрация: Нет данных

Размер: 48,2 x 37

Автор:

Материал: Дерево, левкас, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица, ангелы, апостолы, Иоанн Предтеча, первомученик Стефан

Уточняющая датировка: 15 в.

Век: 15

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Литературную основу иконографии праздника в иконописи Древней Руси, подобно Византии и Балканам, составляли апокрифические сказания - "Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы", "Слова" Иоанна, епископа Солунского, Андрея Критского и Германа, епископа Константинопольского, каноны Коcмы Маюмского и Иоанна Дамаскина. На основе этих сочинений было создано проложное "Сказание об Успении Богоматери", читавшееся во время службы на праздник Успения 15 августа. Разнообразие изобразительных вариантов праздника связано с нюансами в толковании апокрифов. Для новгородской иконы "Успение" ее автором избран самый краткий иконографический извод. У ложа Богоматери возвышается Христос, держащий в отведенных в сторону руках спеленутую фигурку, олицетворяющую душу Богоматери. Христа окружает многоцветное сияние (мандорла), своими очертаниями вызывающее ассоциации с величественным порталом, сквозь который душа войдет в рай. Фигуры двух святителей символизируют связь земного и небесного миров. Две палаты, замыкающие композицию, обозначают дом Иоанна Богослова на горе Сион в Иерусалиме, где жила Богоматерь после Вознесения Христа. Икона с изображением Успения обычно размещалась в праздничном ряду иконостаса церкви. Однако данная икона не была предназначена для иконостаса. На это указывают размещенные на ее фоне дополнительные изображения Иоанна Предтечи и Стефана, отражающие либо посвящение престолов церкви, для которой она была написана, либо покровительство этих святых членам семьи заказчика.

Стилистическая справка

В гимнографии смерть Богоматери истолковывается как дивное и страшное событие - Ее уход из земного бытия и воцарение в Небесном Иерусалиме, открывающие для человечества врата в Царство Божие для вечной жизни. Этим толкованием объясняется и обилие в изображении "Успения" светлых сияющих красок, создающих состояние радости, просветления и покоя.

Происхождение

Новгород

Библиография