Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Успение

Реставрация: Реставрирована И.П.Ярославцевым в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1993 году.

Размер: 142,5 х 120,5 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица, апостолы, святители, ангелы

Уточняющая датировка: 17 в., 1680-е гг.

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Находилась в местном ряду иконостаса 1678 года, но выполнена позднее и другим мастером. В иконе использована характерная для последней трети XVII века редакция иконографии праздника, восходящая к среднику иконы "Успение с клеймами сказания" 1668 года из Успенского собора Московского Кремля1. В ней впервые появилась такая деталь, как группа ликующих ангелов вверху над сценой Вознесения Богородицы, которая затем получила широкое распространение и присутствует на публикуемом памятнике. Московская икона также закрепила характерный жест протянутой к Богородице правой благословляющей руки Христа, появившийся в единичных памятниках первой половины XVI века и распространившийся на рубеже XVI-XV1I веков у строгановских иконописцев. На иконе из Сыпанова монастыря Христос нагибается к Богородице, что повторяет его позу в 13-м клейме московской иконы, где изображено его явление к ее ложу в окружении Сил Небесных. Такая поза Христа в костромской иконописи впервые встречается в росписи собора Богоявленского монастыря (1672), на которую несомненно ориентировался автор публикуемой иконы. Там же появляется еще одна важная деталь - покрытые краем мафория ноги Богородицы. Немного позднее Богоматерь стали изображать покрытой покрывалом, как на иконе из Сыпанова монастыря. Общая композиционная схема иконы из Сыпанова монастыря присутствует также в ряде других костромских памятников .

Стилистическая справка

Характерная особенность публикуемого памятника, известная только в костромской иконописи, - жест архангела Михаила в сцене с нечестивым Авфонией, который заносит руку с мечом перед собой. Уникальная особенность иконы, свидетельствующая о прямой связи ее автора с московской иконописной мастерской Оружейной палаты, - включение в изображение виршей, текст которых помещен по сторонам фигуры Богоматери в сцене ее вознесения: Оусопшая воста[...] Б(о)го зданный кивотъ. Мати живота во[...] преселися [ж]ивотъ Мыслення возлете внебо ГОЛУБИЦА, Н(е)б(е)сная ц(а)рств[ует] посмерти ц(а)рица. Поскольку в иклне использован целый ряд столичных новшеств, можно предполагать, что ее автором был мастер, часто работавший при царском дворе. Стилистические особенности ее письма допускают, что им мог быть Гурий Никитин. По аналогии с другими его иконами памятник молено датировать 1680-ми годами.

Происхождение

Троицкий Сыпанов монастырь в городе Нерехте Костромской области

Библиография