Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

"Отрыгну сердце мое Слово Благо..."

Реставрация: Реставрация домузейная. Дополнительно раскрыта М.П. Баруздиным в 1978 году в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. На поверхности - гвозди от крепления оклада. Утраты грунта до доски на верхнем и нижнем поле, на престоле. Мелкие утраты красочного слоя на ликах; надписи потерты. Правая рука Предтечи поновлена.

Размер: 32,7 х 27,2 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богоматерь, ангел, Иоанн Предтеча

Уточняющая датировка: 16 в., третья четверть

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона принадлежит к редкой и сложной иконографии, являющейся полной иллюстрацией Псалма 44. Надписи сопровождают и поясняют каждую деталь изображения. В центре на троне - аллегорическая фигура Бога Слова в виде юноши в царском одеянии; Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча в царских венцах. Эта группа восходит к иконографии "Предста Царица", источником которой является тот же Псалом. По верху спинки трона помещена надпись (Пс. 44:7). В правой руке юного царя изображен жезл, в левой - свиток с надписью (Пс. XL, З). В небесах представлен Саваоф; из небес к Богу Слову идет тройной луч с изображением Святого Духа в виде голубя. Надпись на верхнем поле комментирует эту часть композиции и одновременно является заглавием всей иконы (Пс. XLIV, 2). Около луча представлен ангел, изливающий на голову Бога Слова елей. Надпись к этому эпизоду помещена на свитке Соломона (Пс. XLIV, 8). У ног сидящего на престоле помещены тул со стрелами и лук в колчане. Внутри престола - надпись (Пс. XLIV, 4, 6). Таким образом, Бог Слово показан как помазанник Божий и Судия. Слева на фоне - надпись, прославляющая Бога Слово (Пс. XLIV, 7) / (Пс. XLIV, 9). В Его ногах - поверженные мужи, рядом с которыми написано (Пс. XLIV, 6). Далее текст на фоне поясняет царственный образ Богородицы одесную Царя (Пс.XLiv, 15) (Пс. XLIV:10). Слева, у изображения Иоанна Предтечи помещен текст: , который продолжен на свитке святого (Пс. XLIV, 18). За Предтечей - Соломон, позади него виден высокий храм, который означает Небесный Иерусалим . В него входит Богородица, за ней - все праведные, рядом с храмом надпись (Пc.XLiv,16, 17). За Богородицей - Даниил со свитком с надписью (Пс. XLIV, 5). В верхнем левом углу показан автор Псалма, Давид. Ближайшая стилистическая аналогия публикуемого произведения особенно в том, как написаны лики, - икона второй половины XVI века "Онуфрий Великий и Мартирий, несущий Бога" из Кирилло-Белозерского монастыря.

Стилистическая справка

Колорит и личное письмо сходны также с иконами пророков третьей четверти XVI века из Кирилло-Белозерского монастыря.

Происхождение

Нет данных

Фрагменты

Библиография