Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Видение Евлогия

Реставрация: Реставрирована в 1959 г. в Государственной Третьяковской галерее, реставратор И.А.Баранов; затем в 1993-1998 гг., реставратор Д.Н.Суховерков.

Размер: 142 х 107 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Блаженный Евлогий, ангелы, монахи

Уточняющая датировка: 16 в, 1565 - 1596 гг.

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Сюжет иконы восходит к повести о "Видении блаженного Евлогия", которая входила в состав одной из редакций "Патерика Скитского", известной по русским рукописным сборникам первой половины XVI века. Это назидательное монашеское сочинение было составлено в VI веке и первоначально представляло собой собрание изречений знаменитых отцов-подвижников. В более позднее время в "Патерик Скитский" могли входить извлечения из "Лавсаика" Палладия Еленопольского (368-430) и "Луга духовного" Иоанна Мосха, а также - слова и поучения отцов Церкви. В IX веке Патерик был переведен с греческого на славянский язык преподобным Мефодием (ок. 815-885), и сохранился в наиболее полном составе именно в древнерусской письменности. В середине XVI века его текст был внесен в Великие Минеи-Четии митрополита Макария (1482-1563). Прототипом для сюжета из Патерика послужила входившая в состав "Лавсаика" "Повесть об авве Евлогии пресвитере", обладавшем даром узнавания мыслей и намерений, с какими монахи подходили к жертвеннику и святым Дарам. В более поздней версии прозорливый дар пустынника был изменен на видение блаженным Евлогием ангелов, присутствующих на всенощной службе и раздающих различные дары инокам по степени их подвижничества. Самое раннее из дошедших до нас изображений "Видения Евлогия" - фреска Дионисия 1502-1503 годов из церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Она располагается на северной стене у входа в жертвенник, что должно было подчеркивать литургическое значение этого сюжета. На иконе из Сольвычегодска композиция разворачивается на фоне величественного белокаменного храма с тремя куполами и образом Богоматери Знамение. Ангелы, поющие псалмы с монахами на всенощной, по окончании службы помазывают их миром, кадят ладаном и раздают различные дары инокам, выходящим из храма и идущим в свои кельи. В соответствии с текстом повести, они вручают каждому иноку или золотую монету с образом Христа, или "цату серебрянную" с крестом, или медную монету с образом, или просфору. Нерадивых монахов ангелы оставляют без даров. Преподобный Евлогии изображен слева, внизу, стоящим на кафедре. В руках его - развернутый свиток с текстом поучения: "не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни своей ниже да изыдет велиречие из уст ваших". Другие поучения начертаны на свитках ангелов, представленных в центре композиции: "друг друга тяготы носите и так исполните заповедь Христову", "слово Христово да вселится в вас благодатно во всяко премудрость сердцах ваших". Видение преподобного Евлогия соединено в иконе с изображением чина "благословения хлебов", совершаемого по окончании всенощного бдения - после чтения "Отче наш" и пения тропаря воскресной вечерни "Богородице Дево". Ему соответствует сцена поклонения сосуду с хлебами (просфорами) двух преподобных старцев. Благословение хлебов при завершении всенощной совершается в воспоминание о благословении Христом пяти хлебов и насыщении ими пяти тысяч человек. Предшествуя литургии, оно подготавливает агапу - трапезу любви и прообразует таинство Евхаристии. Преобразовательное значение сосуда с хлебами подчеркивается, благодаря его сопоставлению с образом Богоматери Знамение. Изображение Младенца Христа воспринимается здесь как символ хлеба духовного, пребывающего в лоне Матери Церкви.

Происхождение

Из Введенского м-ря в Сольвычегодске

Библиография