Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Казанская

Реставрация: Реставрирована Н.А.Волковой в Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике "Ипатьевский монастырь" в 1980 году.

Размер: 27,5 x 24,5 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера; серебро, басма, чеканка, золочение, резьба, чернение, горный хрусталь

Персоналии: Спаситель, Богоматерь

Уточняющая датировка: 17 - 18 вв. Конец 17 - начало 18 в.

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Оглавное или оплечное

Иконографическая справка

Поля иконы украшены современным живописи окладом московской работы. Его гладкая форма, "с трубами" по краям, типична для рубежа XVII-XVIII веков. В углах оклада находятся овальные пластины с изображением четырех евангелистов, закрытые сверху горным хрусталем. По старым описям известно, что на иконе также имелась цата с аналогичным закрытым хрусталем изображением Христа. Убор иконы дополнял скан-ный с эмалями венец. Икону отличает подчеркнутая пышность в изображении одежд, украшенных золотым орнаментом, городчатым кружевом и драгоценными камнями. Из-под чепца Богоматери выходит край прозрачной вуали - редкая деталь, навеянная западноевропейскими образцами. Лики Богоматери и Младенца индивидуализированы, возможно, в них использованы портретные черты заказчиков. Драгоценность живописи и оклада свидетельствуют о том, что икона создавалась по исключительному случаю для знатного заказчика.

Стилистическая справка

Лики написаны в живоподобной манере с очень грамотной проработкой формы, характерной для лучших царских мастеров. В то же время особенности наложения белильных высветлений, их рисунок, а также форсированный розовый оттенок верхних век, губ и подрумянки типичны для костромской традиции. Очевидно, икона была выполнена работавшим в Москве в Оружейной палате иконописцем костромского происхождения.

Происхождение

Нет данных

Библиография