Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Единородный Сыне

Реставрация: Сведения о реставрации отсутствуют.

Размер: 138,0 х 118,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, Иоанн Богослов, ангелы

Уточняющая датировка: 17 в., 1668-1669 гг.

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Литературная основа иконографии - слова из литургии Иоанна Златоуста: "Единородный сыне и слове Божий, бессмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас". Композиция образа из церкви Григория Неокесарийского значительно отличается от икон с таким названием, известных с XVI века. На ней представлено несколько сцен из земной жизни Христа: Благовещение (слева вверху), Рождество Христово (справа вверху), Распятие (в центре), Положение во гроб (слева в середине), Сошествие во ад (слева внизу) и Воскресение (справа внизу). Композицию дополняет тема Страшного суда: за Распятием земля отдает мертвых, вверху ангелы держат свиток неба со звездами, солнцем и луной. Новая трактовка сюжета "Единородный сыне" была разработана в Оружейной палате с использованием западноевропейских графических образцов.

Стилистическая справка

Иконописный комплекс церкви Григория Неокесарийского был выполнен в 1668-1669 годах под руководством Симона Ушакова большим количеством мастеров, состоявших на службе в Оружейной палате, в том числе ярославцев и костромичей. Тогда же храм был расписан (росписи не сохранились). Документы, относящиеся к художественным работам в храме, не выявлены. Известны лишь отдельные имена иконописцев, принимавших в них участие. Помимо Симона Ушакова среди них были ярославцы Иван и Федор Карповы Поповы, которые писали иконы для местного ряда. Привлекались также костромичи Гурий Никитин, Сила Савин, Леонтий Емельянов Пушкарицын, Григорий Григорьев Попов, Петр Дунаев и Семен Павлов, которых отозвали с росписей Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском специально для работ в храме Григория Неокесарийского. По-видимому, там работал и Сергей Васильев Рожков, который в 1668 году,незадолго до начала украшения храма, был принят в жалованные иконописцы и окончательно переехал в Москву. Не исключено также участие и других костромских мастеров, постоянно вызывавшихся в столицу на крупные работы.

Происхождение

Церковь Григория Неокесарийского в Москве

Библиография