Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

О Тебе радуется (с праздниками)

Размер: 178 х 148 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица, ангелы, человеческий род

Уточняющая датировка: 16 - 17 вв. Конец 16 - начало 17 в.

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

В основу иконографии "О Тебе радуется" положен текст богородичной молитвы, входящей в состав богослужебной книги "Октоих" (воскресный 8 глас): "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвале, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш; ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе". Автором "похвального" гимна считается Иоанн Дамаскин (около 675-753 гг.), византийский богослов и гимнограф. В русской богослужебной практике полный текст "О Тебе радуется" поется на литургии Василия Великого - после пресуществления Святых Даров, когда когда священник совершает тайные ходатайственные молитвы в алтаре, последовательно поминая все чины святости. Иконография "О Тебе радуется" получает распространение на Руси с конца XV века, причем самое раннее из дошедших до нас изображений - это, по-видимому, икона из местного ряда Успенского собора Московского Кремля, исполненная около 1480 года. Именно она могла послужить прототипом для всех более поздних изображений. При этом в русской иконографической традиции композиция "О Тебе радуется" воспринималась, по-видимому, не только как иллюстрация богородичного гимна, но, прежде всего, - как изобразительная метафора Небесного Иерусалима. На это указывали изображения праведников, распределенных по чинам и как бы участвующих в едином богослужебном действе - вечной литургии праведных в Царствии Небесном, а также сам образ храма-града, вознесенного на высокую гору и окруженного райской растительностью. Эти мотивы соответствовали описаниям Небесного Иерусалима в Апокалипсисе (Откр XXI-XXII) и в некоторых других источниках (главным образом, монашеских видениях). Данная икона представляет собой пример сложной иконографической программы, в которой соединяются иконографические схемы "О Тебе радуется" и "Шестоднева" ("Седмицы") - композиции, включающей в себя семь праздничных сюжетов, в соответствии с традиционным литургическим посвящением семи дней недели. Наиболее полное отражение эта традиция получила в канонах, входивших в состав Октоиха: так, основной канон воскресения был посвящен Воскресению Господню, понедельника - ангельским силам, вторника - Иоанну Крестителю, среды и пятницы - Распятию и Богоматери, четверга - свв. Апостолам и св. Николаю, субботы - всем святым и усопшим. Семидневная структура христианского богослужения была символически связана с семью днями творения (Быт I, 1-31). В свою очередь, в соответствии еще с ветхозаветной, дохристианской традицией, первые шесть дней творения и соответствующие им шесть дней недели считались прообразом шеститысячелетней мировой истории. Последний же, седьмой день был днем отдыха, днем, когда Бог "почил... от всех дел своих" (Быт II, 2). Он понимался как прообраз покоя, блаженного отдохновения, воссоединения праведных с Богом, которое должно было наступить по истечении исторического времени. В соответствии с подобными толкованиями, последняя композиция "Седмицы" - "Суббота всех святых" в иконах XVI-XVII представляла собой образ блаженного покоя праведных, ожидающих второго пришествия.

Стилистическая справка

Распределение сюжетов в иконе соответствует, в основном, иконографии "Шестоднева". Слева и справа в шести клеймах изображены шесть праздников, соответствующих шести дням недели: "Воскресение -Сошествие во ад" (воскресение), "Собор Архангелов" (понедельник), "Пир Ирода и Усекновение главы Иоанна Предтечи" (вторник), "Благовещение" (среда), "Омовение ног" (четверг) и "Распятие" (пятница). Центральное место занимает здесь композиция "О Тебе радуется", заменяющая собой "Субботу всех святых". Как символический образ Небесного града с торжествующими праведниками, она оказывается близка и сопоставима по своему содержанию с центральной композицией "Шестоднева", что и дало возможность соединения этих сюжетов.

Происхождение

Из собрания И.С.Остроухова.

Библиография