Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Огненное восхождение Илии Пророка

Реставрация: Реставрирована В.Т.Андреевым в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в конце 1960-х гг.

Размер: 115,5 x 73,9 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Ангел, пророк Илия, пророк Елисей

Уточняющая датировка: 18 в. Начало

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Икона относится к числу распространенных с XVI века образов "Огненного восхождения Пророка Илии", в которых в нижней части композиции изображались отдельные сюжеты из жития пророка. В более раннее время в их число, как правило, не входила сцена "Перехода Пророка Илии и Елисея через Иордан", но река при этом изображалась, Существовало два варианта ее изображения: в виде потока, истекающего из горы и идущего параллельно нижнему краю иконы, или делящего позем под углом в центре и восходящего к небу, В редких случаях, когда сцена перехода через Иордан включалась в композицию, река изображалась как озеро. Во второй половине XVII века этот сюжет прочно вошел в круг сцен, изображаемых на иконах "Огненного восхождения". В его композиции возобладал вариант с потоком, восходящим к небу, причем именно эта сцена оказывалась в центре иконы, как на публикуемом памятнике. К иконографическим особенностям иконы можно отнести белый цвет милоти пророка Илии, обрамление берегов Иордана кустиками трав, а также необычное размещение на горках ласточкиных гнезд.

Стилистическая справка

NULL

Происхождение

Часовня села Белово Костромского района Костромской области

Библиография