Откровение Иоанна Богослова
Реставрация:
Реставрирована Е.А. Гра в 1973-1988 годах и А.А.Горматюком в 1995-2004 годах во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря.
Размер:
154 х 154 см
Автор:
Нет данных
Материал:
Дерево, темпера
Персоналии:
Спаситель, ангелы
Уточняющая датировка:
17 в. Вторая половина
Век:
17
Страна:
Россия
Место хранения:
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконография, категория:
Сложные композиции
Тип изображения:
Сюжетная композиция с клеймами
Иконографическая справка
Икона состоит из 16 клейм, иллюстрирующих Апокалипсис. Клеймам присущ жестко фиксированный размер, разобщенность композиций, отсутствие согласованности граничащих друг с другом однотипных элементов (горки, облака, реки), многочисленное механическое повторение абсолютно идентичных деталей.
Состав клейм:
1. Откр.XVI, 4-7. Видение третьего ангела. Излияние гнева Божия на реки и источники вод.
2. Откр.XVI, 8-9. Видение четвертого ангела. Излияние гнева Божия на солнце.
3. Откр.XVI, 10-11. Видение пятого ангела. Излияние гнева Божия на престол зверя
4. Откр.XVI, 12-16. Видение шестого ангела. Излияние гнева Божия на реку Евфрат.
5. Откр.XVI, 17-21. Видение седьмого ангела. Излияние гнева Божия на воздух.
6. Откр.XVII, 1-18. Видение великой блудницы.
7. Откр.XVIII, 2-3. Видение великой блудницы.
8. Откр. XVIII, 1,9-21. Падение Вавилона.
9. Откр. XIX, 1-6. Поклонение Богу, сидящему на престоле.
10. Откр. XIX, 7-9. Видение невесты Агнца.
11. Откр. XIX, 11-16. Видение Всадника на белом коне - "Слова Божия".
12. Откр. XIX,17-21.Победа Христа над зверем и лжепророком.
13. Откр. XX, 1-3. Ангел сковывает сатану.
14. Откр. XX, 4. Воскресение праведников.
15. Откр. XX, 5-6. Тысячелетнее Царство Бога.
16. Откр. XX,7-11. Осада города праведников и гибель Гога и Магога.
Стилистическая справка
На холодно-золотистом фоне со светло-охристыми горками и светло-голубым небом, сюжетные детали и фигуры, выполненные в интенсивных темно-пурпурных и сине-зеленых тонах, выглядят аппликативно-контрастно. В личном отсутствует какая-либо сложная моделировка, охристые высветления практически сливаются с санкирем. Основным элементом, моделирующим форму, являются линии рисунка и пробелов. В иконе активно применяется черный рисунок.
Рисунок горок в виде округлых или пологих холмиков, "ажурные" края облаков, "кулисное" построение разных планов композиции, фрагментарные изображения персонажей, полуприкрытых горками, что характерно для русской книжной миниатюры XVII века.
Происхождение
Мстера
Фрагменты
Библиография