Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Откровение Иоанна Богослова

Реставрация: Реставрирована Е.А. Гра в 1973-1988 годах и А.А.Горматюком в 1995-2004 годах во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря.

Размер: 154 х 154 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, ангелы

Уточняющая датировка: 17 в. Вторая половина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Сюжетная композиция с клеймами

Иконографическая справка

Икона состоит из 16 клейм, иллюстрирующих Апокалипсис. Клеймам присущ жестко фиксированный размер, разобщенность композиций, отсутствие согласованности граничащих друг с другом однотипных элементов (горки, облака, реки), многочисленное механическое повторение абсолютно идентичных деталей. Состав клейм: 1. Откр.XVI, 4-7. Видение третьего ангела. Излияние гнева Божия на реки и источники вод. 2. Откр.XVI, 8-9. Видение четвертого ангела. Излияние гнева Божия на солнце. 3. Откр.XVI, 10-11. Видение пятого ангела. Излияние гнева Божия на престол зверя 4. Откр.XVI, 12-16. Видение шестого ангела. Излияние гнева Божия на реку Евфрат. 5. Откр.XVI, 17-21. Видение седьмого ангела. Излияние гнева Божия на воздух. 6. Откр.XVII, 1-18. Видение великой блудницы. 7. Откр.XVIII, 2-3. Видение великой блудницы. 8. Откр. XVIII, 1,9-21. Падение Вавилона. 9. Откр. XIX, 1-6. Поклонение Богу, сидящему на престоле. 10. Откр. XIX, 7-9. Видение невесты Агнца. 11. Откр. XIX, 11-16. Видение Всадника на белом коне - "Слова Божия". 12. Откр. XIX,17-21.Победа Христа над зверем и лжепророком. 13. Откр. XX, 1-3. Ангел сковывает сатану. 14. Откр. XX, 4. Воскресение праведников. 15. Откр. XX, 5-6. Тысячелетнее Царство Бога. 16. Откр. XX,7-11. Осада города праведников и гибель Гога и Магога.

Стилистическая справка

На холодно-золотистом фоне со светло-охристыми горками и светло-голубым небом, сюжетные детали и фигуры, выполненные в интенсивных темно-пурпурных и сине-зеленых тонах, выглядят аппликативно-контрастно. В личном отсутствует какая-либо сложная моделировка, охристые высветления практически сливаются с санкирем. Основным элементом, моделирующим форму, являются линии рисунка и пробелов. В иконе активно применяется черный рисунок. Рисунок горок в виде округлых или пологих холмиков, "ажурные" края облаков, "кулисное" построение разных планов композиции, фрагментарные изображения персонажей, полуприкрытых горками, что характерно для русской книжной миниатюры XVII века.

Происхождение

Мстера

Фрагменты

Библиография