Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Предста Царица

Размер: 41,1 х 34 х 2,7 см

Автор:

Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера

Персоналии: Спаситель, Богородица, Иоанн Предтеча

Уточняющая датировка: 16 в. Вторая половина (до 1571 г.)

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

В композиции "Предста Царица" воплощена идея мистического брака Христа и Церкви. Богоматерь в образе Царицы Небесной, облаченная в царские одежды с лором, держа в руках жезл, предстоит по правую сторону перед престолом, на котором восседает Христос. В Его изображении совмещены черты Царя и Великого Архиерея. Он одет в парадные одежды византийских императоров, о Его архиерейском сане свидетельствуют омофор и патриарший жезл, прислоненный к ногам. По другую сторону престола - Иоанн Предтеча во власянице и плаще, с развернутым свитком, на котором написано: "Имеяй невесту женихъ есть а друг женихов стоя" (Ин 3: 29). На фоне иконы помещены закрытые окладом надписи, раскрывающие ее содержание. По сторонам нимба Христа: "Ты еси иерей по чину Мельхиседеков/' (Пс. 109: 4). Над головой Богоматери: "Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных" (Пс. 44: 10). Над Иоанном Предтечей: "Иоанн Предтеча". Образ представляет собой уменьшенную копию с иконы работы балканского мастера XIV в. из главного иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Иконография его имеет византийское происхождение и довольно редко встречается в древнерусском искусстве. Икона относится к типу пядничных (небольшие размеры таких икон позволяли измерять их ручной пядью), подносных, которые нередко копировали православные святыни. Помимо красоты живописи и редкой иконографии этот памятник сохранил надпись на оборотной стороне иконы, которая гласит, что новгородский архиепископ Леонид благословил ею в 1571 году сына Ивана Грозного царевича Ивана Ивановича. По-видимому, дарение иконы было связано с приездом в Новгород царевича, сопровождавшего отца, и его предстоящим бракосочетанием с Евдокией Сабуровой. Возможно, таким образом идеи царственности и божественного брачного союза, воплощенные в иконе, были непосредственно соотнесены с этими событиями. Вскоре после замужества Евдокия была пострижена в Покровском монастыре, и скорее всего в связи с этим икона "Предста царица" переместилась из великокняжеских светлиц в монастырскую келью. Вероятно, впоследствии икона перешла другой представительнице рода Сабуровых, о чем свидетельствуют остатки надписи, сохранившиеся на ткани с оборотной стороны иконы.

Происхождение

Покровский собор женского Покровского монастыря в Суздале

Библиография