Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Происхождение Честных Древ Креста Господня

Реставрация: Нет данных

Размер: 108 x 87 см

Автор:

Материал: Дерево, левкас, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, ангелы, Иоанн Предтеча

Уточняющая датировка: 16 в. 1515 г. (?)

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Праздник "Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня", отмечаемый 1 августа, был установлен в Константинополе в IX веке. Накануне этого дня часть Голгофского креста, хранившуюся в императорской дворцовой церкви, переносили в Софийский собор, где происходило водоосвящение. Затем в течение двух недель святыню носили по городу со служением литий для предотвращения болезней (слово "происхождение" в названии праздника - результат неправильного перевода греческого слова, означающего "торжественная церемония, крестный ход"). Указание на этот праздник содержится в Уставе Великой церкви, а сам чин его был подробно описан византийским императором Константином Багрянородным. Общерусское распространение праздник "Происхождения Древ" получает с конца XIV века, в связи с введением Иерусалимского устава. Однако упоминания о праздновании "Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери" под 1 августа присутствуют и в более ранних литургических рукописях. На рубеже ХIV-ХV веков в русских Прологах появляется сказание об установлении празднования 1 августа во времена Андрея Боголюбского - после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. По преданию, такое же чудо произошло одновременно с этим в войске византийского императора Мануила Комнина во время похода на сарацин. Композиция состоит из двух частей: вверху представлено поклонение Спасу в виде Деисуса, а под ним - чудотворный источник с больными, получающими исцеление. В основу иконографии была, очевидно, положена иллюстрация 11 кондака Акафиста Пресвятой Богородицы, где обычно изображалась сцена исцелений у источника и целебного песка под стенами константинопольского монастыря Христа Милостивого (Филантропоса) в Манганах, в Константинополе. Описание этой святыни встречается у многих русских паломников, начиная с XIV века, причем один из паломников - Стефан Новгородец - сравнивает этот источник с Силоамской купелью в Иерусалиме. На иконе из Покровского монастыря над источником изображены ангелы, а за ними - крест, увенчанный венком. Это напоминало о главной теме праздника - поклонении Животворящему Кресту Господню. Что касается Деисуса, то его изображение на русских иконах соответствовало, по-видимому, традиционному русскому посвящению праздника 1 августа не только Кресту, но и Спасу и Богоматери. Этот мотив мог также иметь непосредственное историческое значение - некоторые исследователи полагают, что над Спасовым источником в Манганах была часовня с изображением Деисуса на внешней стене.

Стилистическая справка

Икона из Покровского монастыря - одна из самых ранних дошедших до нас икон на этот сюжет. Согласно позднему преданию, она была вложена в монастырь Василием III в 1515 году. Живописные приемы не противоречат этой дате и, к тому же, позволяют достаточно уверенно предположить, что икона была исполнена последователями Дионисия. Не исключено, что с Дионисием было связано и непосредственное сложение иконографии "Происхождения древ", - известно, что в 1480-е годы им была расписана церковь Спаса в Чигасах, находившаяся напротив Кремля, за Яузой и погибшая при пожаре 1547 года. Посвящение церкви в Чигасах Всемилостивому Спасу прямо указываетна праздник 1 августа, а исполненная Дионисием храмовая икона могла послужить образцом для более поздних произведений.

Происхождение

Покровский монастырь в Суздале

Библиография