Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Створки складня с "Казанской" иконой Божией Матери

Реставрация: Реставрированы А.В.Гасан-Джаламовым в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских в 1990-1992 годах.

Размер: 64,8 х 82,0 х 11,0 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера, кожа, металл

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, ангелы, благоверный князь Феодор Ярославский, святитель Леонтий Ростовский, благоверный князь Давид Ярославский, благоверный князь Василий Ростовский, благоверный князь Константин Ярославский, благоверный князь Константин Ростовский

Уточняющая датировка: 17 в., конец

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Сюжетная композиция с клеймами

Иконографическая справка

Складень, по-видимому, был создан для родовой святыни ярославской купеческой семьи, на что указывает помещение изображений ярославских святых на боковых откосах кузова и включение цикла Сказания о Богоматери Толгской на одной из створ. В боковые створы были вмонтированы миниатюрные иконы (Богоматери Толгской и Богоматери Феодоровской), в настоящее время утрачены. Клейма: I. Троица Ветхозаветная. Благовещение III.Благоверный князь Федор Ярославский IV.Свт. Леонтий Ростовский V.Благоверный князь Давид Ярославский VI. Благоверный князь Василий Ростовский VII.Благоверный князь Константин Ярославский VIII.Благоверный князьКонстантин Ростовский IX.Сказание об иконе Богоматери Толгской: 1."Лета 6073 ехал из Кириллова владыко Трифон Ростовский. Как будет за 6 поприщ явися ему столп огненный свет от земли до небеси" 2."И тече за Волгу. Предше мост. Виде образ Пречистые Богородицы на воздусе. И плакася пред образом владыко Ростовский" 3."И подше вспять от образа за Волгу забы посох свой владыко Ростовский Трифон" 4."Заутра Владыко поя заутреню и хотя ехать в Ярославль начаше искать посох и необретоха. И неможаше утаити владыко чюдо и показа владыко перстом своим не моги пргласти от слез и посла по посох свой и привезоша ко владыке посох. Он же поведа всем" 5."Прееха владыка за Волгу со всеми и плакася пред образом Пречистые Богородицы" 6."И повеле владыка на том месте церковь заложити во имя Пречистые Богородицы" 7."И сведяще во град Ярославль и стекоша вси людие на освящение Церкви Пресвятые Богородицы" 8."Чюдо Пресвятые Богородицы некоего болярина именем Никиты. Сына его воскреси от смерти" X. Сказание об иконе Богоматери Феодоровской: 1."Во дни княжения Великого князя Василия Костромского и Галицкого принесен сей святый образ Богоматери от Царь града на Кострому великомучеником Феодором Стратилатом" 2."Великий князь Василий поехал на поле со псы ловчими. И бысть на некоем месте начата пси лаяти. И ускорив на то место. И абие зрит образ Богоматере стояше на древе. И хотяше подяти ю. И аби не да ему. Он же скоро гна во град" 3."И прииде великий князь Василий со всем освященным собором и моления совершив пред образом. И принесоша ю во град Кострому" 4."И поставиша образ Богоматери в соборной церкви Феодора Стратилата и во время оного исцеления от образа Богоматери быша мнози. Слышаша недужники приходяще исцеления приемлющи" 5."И посем прииде маловремя погоре соборная церковь и мнеша люди ту же образу сгорети и о сем бысть печаль немала князю и всем людям. И в 3 день обретоша ю в пеплу целу и неповрежденну никакоже прикоснуся ея огонь. 6."И посем возградиша новую церковь и егда соитиша ю и поставиша" чюдотворный ея образ во алтари за престолом. И по сем двигнушася татары на русские грады и много повоеваша приидоша на Кострому. И слыша великий князь Василий и первие вшед в церковь и много молебствовав со слезами пред образом и поиде и противу ратных. Образ же ея возити пред полками" 7."И бысть у некоего езера полк меж се бе и внезапу возсияша ото образа паче солнечных луч на татарские полки и абие смятошася их вси и ослепоша и в то время нападе на них и поби их" 8."И посему мало время мню паки згори соборныя церковь. И в то время чюдотворный образ пребысть на воздусе мню яко невидимо ангели служах ей. И много со слезами молиша ю и паки сниде к ним" XI.Вознесение XII. Успение

Стилистическая справка

Манера письма и техническое мастерство исполнения складня характерны для наиболее рафинированного направления иконописи Костромы конца XVII века, связанного с творчеством Гурия Никитина. В то же время в нем присутствуют черты копийности (неточность рисунка, особенно в орнаментах, неконструктивность наложения пробелов на одеждах).

Происхождение

Частное собрание Егорова

Фрагменты

Библиография