Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Реставрация: Повреждения живописной поверхности на ликах, вызванные методом старейшей расчистки; в остальном состояние хорошее.

Размер: 33,5 х 42 х 2

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Иоанн Предтеча

Уточняющая датировка: 17 в. Вторая половина

Век: 17

Страна: Греция

Место хранения: Собрание Велимезиса

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Сцена воспроизводит тот момент, когда палач, только что отсекший главу святого, опустил левую руку с обнаженным мечом, а правой простертой рукой полагает главу на поднос, который держит стоящая напротив него Саломея. Палач повернут на три четверти влево, облачен в одеяния римского воина - в чешуйчатую кирасу и красный плащ, покрывающий правую руку и спадающий книзу. Облачение Саломеи подчеркивает ее царское происхождение: тонкая диадема на голове, длинный розовый хитон, а поверх него другой, короткий, темно-синий, с вышивкой на плече и, наконец, пурпурный плащ, схваченный узлом высоко на правом ее плече. Подходящая к ней слева женщина, изображенная в повороте на три четверти вправо, смотрит вниз, на святого; вся ее фигура покрыта темно-синим плащом, выступает лишь подол длинного розового платья. Тело безглавого святого Иоанна, облаченное в милоть и длинный хитон, полностью его покрывающий, лежит на полу, мы видим его сбоку, обращенным в левую сторону. Темница, где разворачивается сцена, представлена как единая каменная стена с двумя зарешеченными окнами справа и большим арочным входом слева. За решеткой можно различить двух бородатых учеников Христа, наблюдающих сцену. Сквозь левое окно, в глубине, видно здание с окошком, в котором различима мужская фигура, смотрящая вниз. Открытая входная дверь обнаруживает далекий пейзаж с пологими холмами. Композиция окружена широкой золотой полосой, где в верхней части нанесена надпись красивыми уставными буквами красного цвета (Усекновение святой главы честного славного и пророка Предтечи и Крестителя Иоанна).

Стилистическая справка

Иконография сцены отлична от той, которая устоялась в творчестве Михаила Дамаскиноса, Теодороса Пулакиса и других художников Ионических островов, занимавшихся темой Усекновения. Описание сцены Усекновения главы после свершившегося акта, как на рассматриваемой иконе, мы встречаем в Ерминии Дионисия: "...вдали от чертога видна темница с окном, замкнутым железною решеткою; вне ее Предтеча, обезглавленный, лежит на земле; палач, держащий главу его, кладет ее на блюдо, которое держит пред ним девица. Немного далее от них Андрей и Иоанн полагают тело его во гроб". В том же описании, в сцене Пира Ирода упоминается и "служитель, который по грудь и руки виден в окне", как на нашей иконе. Общие с настоящей работой иконографические черты усматриваются в гравюре по меди Я. Саделера. Идентична поза палача, держащего усекновенную главу Предтечи, с той разницей, что на гравюре он полуобнажен, а на нашей иконе облачен в одеяния римского воина. С остальными персонажами гравюры рассматриваемая икона не имеет сходства: Саломея стоит напротив палача, а не рядом с ним, она облачена в одеяния византийской принцессы, тогда как на гравюре она полуобнажена. Различны положения тела Иоанна: на нашей иконе оно положено набок, а на гравюре расположено по диагонали изображения, причем полуобнажено, в то время как на публикуемой иконе тело святого облачено в милоть и длинный хитон, полностью его покрывающий. Модель гравюры Саделера получает, однако, распространение и в точно следующей оригиналу форме встречается на иконах Кефалонии и позднее, в конце XVIII в., на иконе Закинфа. Автор настоящей иконы сообщает западному образцу черты, привычные традиционному искусству: персонажи облачены в одеяния, известные по старинным критским иконам, ликам - например двух учеников, видимых за решеткой, - приданы характеристики критской живописи XVI в. Хотя личное письмо и повреждено, а тональные переходы утрачены, можно различить, что моделировка была произведена мелкими коричневыми штрихами и белыми светами по выступающим поверхностям. Складки тканей, особенно на одеяниях Саломеи и подходящей к ней женщины в темно-синем плаще, искусно выписаны тонкими линиями, очерчивающими геометрические формы, и изящными белыми светами. Аналогичные навыки письма усматриваются и в фигуре палача в чешуйчатой кирасе. Положение тела и облачения Предтечи восходят к более консервативным моделям критской живописи XV в. Оба иконографических типа Усекновения получают распространение на Завгафе. Иконографическая модель последней иконы абсолютно сходна с нашей, с той лишь разницей, что сцена на ней предстает в зеркальном отображении. Позы, одеяния, краски и детали здания с железными решетками на окнах идентичны, их художественное исполнение, обнаруживающее аналогичного рода сочетание западных и традиционных элементов, также сходно; похожа и широкая золотая полоса с длинной уставной надписью, окаймляющая изображение. Указанные совпадения можно рассматривать как косвенное свидетельство происхождения нашей иконы с Закинфа, а стилистические особенности, наблюдаемые при этом сопоставлении, позволяют предположить, что во временном отношении она предшествовала иконе из храма Святого Духа. Наконец, начертание и расположение длинной уставной надписи на нашей иконе напоминает подобные надписи на иконах Теодороса Пулакиса, а также Стефаноса Тзанкароласа. Автор настоящей работы, писавший в особой, индивидульной манере, был, судя по всему, их современником.

Происхождение

Закинф (?).

Библиография