Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Царские врата

Реставрация: Реставрированы в начале XX века.

Размер: 158 х 80 см

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богоматерь, архангел Гавриил, Василий Великий, Иоанн Златоуст

Уточняющая датировка: 16 в., начало

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

В Царских вратах Новгородского музея проявился ряд особенностей, свойственных некоторым новгородским памятникам второй половины XV века. Нижняя часть створок полностью отведена под изображения святителей - творцов литургии. Характерна иконография Благовещения, где сидящая за пряжей Богоматерь представлена в резком повороте назад, в сторону слетающего к ней архангела. Ее правая рука, обращенная ладонью к зрителю, выражает покорность и приятие благодати. Архангел также имеет очень выразительную позу - его фигура чуть запрокинута назад, что выражает порыв его движения, момент явления Гавриила с небес. Сцена обрамлена простыми ступенчатыми кулисами, без сложных архитектурных построений, типичных для искусства развитого XVI столетия.

Стилистическая справка

Лики Богоматери и Архангела написаныс характерными для новгородской живописи носами в виде сильно вытянутых капель и темными глазками-бусинками. Лики святителей с утонченными чертами, красиво вытянутыми миндалевидными глазами. В то же время живопись ликов становится менее рельефной, обретает сглаженность слоев, а пропорции фигур чуть вытягиваются.

Происхождение

Кирилловский уезд Новгородской губернии

Фрагменты

Библиография