Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Царские врата

Реставрация: Раскрыты частично в 1965 году в мастерской музея В.Е. Брягиным; работа закончена там же в 1967—1968 годах К.Г. Тихомировой Утраты грунта до доски в нижней части створок и по краю навершия. Чинки грунта (вероятно, XVIII века) на лике апостола Петра в правой части «Евхаристии», на правой руке Иоанна Богослова и в надписи нижнего левого клейма. Потертости на одеждах, на золоте нимбов и на киноварных надписях.

Размер: 161 х 33,5 см (каждая створка)

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, апостолы, архангел Гавриил, апостол Иоанн, апостол Лука, апостол Матфей, апостол Марк, апостол Прохор

Уточняющая датировка: 16 в. Первая треть

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

Изображения четырех евангелистов и «Благовещения» составляют одну из наиболее распространенных в древнерусской художественной культуре программ росписи Царских врат, открывающих вход в алтарь. Композиция врат наглядно передает главную тему христианского искусства — Воплощение Бога Слова, засвидетельствованное авторами Евангелий. Изобразительная схема Евхаристии, представляющая апостолов замкнутыми группами, по шесть фигур в каждой, восходит к московскому варианту иконографии первой половины XV века, известному по иконам праздничного ряда Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры 1425—1427 годов, а также по композиции на надвратной сени из села Благовегце-ние около середины XV века. Иконографический тип «Благовещения» с подчеркнуто активным движением Архангела и подвижной позой Богоматери, осененной островерхим киворием, получил распространение в новгородской иконописи с конца XV века и стал здесь определяющим. В изображении Иоанна Богослова с Прохором активная жестикуляция Иоанна, касающегося головы Прохора левой рукой, — особенность, известная преимущественно по новгородским миниатюрам, в которых Иоанн изображен стоящим. Таким образом, иконография Царских врат из Костриц характерна для новгородского искусства XV—XVI веков, но обнаруживает и влияние канонов, распространенных в московской живописи.

Стилистическая справка

Об обращении к искусству московского круга в живописи врат свидетельствует попытка художника воспроизвести сияющий колорит московских произведений с их утонченным ритмом цветовых сочетаний. Живописец также стремится, настойчиво вводя в архитектуру палат многочисленные колонки, облегчить здания, сделать их более воздушными, приблизив тем самым к московским образцам. Вместе с тем, сама живописная манера остается характерно новгородской: письмо широкое и свободное, дающее некоторые затеки краски на плоскости. Типы ликов с глубоко посаженными глазами и нависающими кончиками носов типичны для новгородского искусства. Таким образом, публикуемые врата являются произведением новгородской живописи, испытавшей на себе воздействие искусства Москвы, Их высокие художественные достоинства позволяют предположить, что они были созданы в самом Новгороде. Надписи на вратах показывают, что художник профессионально владел навыками письма, и по начертаниям букв могут быть датироианы концом XV века. Однако и живопись врат с их нивелированной пластикой ликов, уплощенным объемом фигур и резким контуром, и сама их форма с развитым декоративным навершием характерны уже для XVI века.

Происхождение

Бывшая усадьба Кострицы Боровичского района Новгородской области

Фрагменты

Библиография