Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Илия Пророк, в житии

Размер: 142 х 110

Материал: Дерево, левкас; темпера

Персоналии: Илия

Уточняющая датировка: 17 в.Конец

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское"

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконографическая справка

Пророк Илия, один из наиболее известных и почитаемв1х на Руси ветхозаветных святых, жил в IX в. до н.э., во времена израильских царей - идолопоклонников Ахава и его сына Охозии. Об ochobhыx событиях жизни Илии повествуют библейские тексты, а также ряд апокрифических источников. Илия прославился как ревнитель истинной веры, аскет и чу­дотворец, одаренный свыше способностью посылать дождь и прекращать засуху, низводить огонь с небес. Согласно традиционному толкованию текста Откровения Иоанна Богослова, избегнувший смерти пророк Илия вместе с пророком Енохом должен явиться на земле накануне второго пришествия и сразиться с Антихристом. В христианской традиции он воспринимается как пророк, особенно близкий к Богу, поскольку был взят на небо живым, и ветхозаветный прообраз святого Иоанна Предтечи. В древней Руси Илия особо почитался как пророк-громовержец.

На иконе пророк Илия представлен в рост, фронтально, правой рукой он благословляет, левой держит свиток. Пророк облачен в хитон и власяницу с опушкой по краю, на шее у него белый плат, завязанный узлом. Б верхней части иконы дано изображение Новозавет­ной Троицы. Средник иконы окаймляет рамка с растительным орнаментом.

Состав клейм:

  1. Рождение Илии. Видение Саваху, отцу Илии, двух ан­
    гелов, которые пеленали младенца огнем и кормили
    пламенем;
  2. Савах рассказывает двум священникам иерусалимским
    о чудесном рождении сына;
  3. Приход Илии в Самарию, столицу Израиля, и пророче­
    ство царю Ахаву о бездожии и холоде;
  4. Приход Илии в Сарепту Сидонскую, где он встречает
    вдовицу и просит накормить его хлебом и водой;
  5. Илия приходит в дом вдовицы и благословляет ее сына;
  6. Чудо Илии о хлебе и масле, которые не истощались
    у вдовы во все время пребывания у нее пророка;
  7. Воскресение умершего сына вдовицы;
  8. Илия обличает царя Ахава в убийстве израильтянина
    Навуфея и завладении его виноградником;
  9. Илия призывает Ахава отступиться от веры в идолов;
  10. Илия договаривается с царем Ахавом провести испытание с тем, чтобы узнать, какой
    из богов истинный - Ваал или Яхве;
  11. Жрецы Ваала приносят ему в жертву тельца, однако жертва не принимается;
  12. Илия кладет тельца на жертвенник из двенадцати камней и приказывает полить их
    водой. Молитвой пророка сошедший с небес огонь сжигает дрова, камни и даже воду;
  13. Илия поражает лжепророков;
  14. Пророк Илия испепеляет огнем пятьдесят человек, посланных в пустыню царем Охо-
    зией, сыном Ахава;
  15. Явление бога Саваофа пророку Илие на горе Хорив в Синайской пустыне;
  16. По наставлению бога Илия возлагает рог на голову Азаила в знак того, чтобы он стал
    царем в Сирии;
  17. Илия встречает отрока Елисея, когда тот вспахивает поле упряжкой волов. Он надевает
    Елисею свой плащ и приказывает быть пророком вместо себя;
  18. Огненное восхождение пророка Илии.

Происхождение

Поступление: в 1933 г., из Государствен­ного музейного фонда, куда икона пост пила из церкви Святителя Николая в Пупышах в Москве.

 

Фрагменты

Библиография