Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Троица Ветхозаветная (с хождением)

Реставрация: Реставрирована в 1973 г. в Вологодской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, реставраторы Т.П.Рыбакова, В.А.Митрофанов.

Размер: 142 х 123 х 3,5

Автор:

Материал: Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение

Персоналии: Ангелы, Авраам, Сарра

Уточняющая датировка: 17 в.Конец

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Устюженский краеведческий музей

Иконография, категория: Троица

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Иконография восходит к развернутому "историческому" типу сцены и отражает интерес русского искусства XVII века  теме Гостеприимства Авраама, в которой символическхая" рублевская" композиция с изображением трех ангелов дополнялась фигурами праотцев Авраама и Сарры, а также сценами "Хождения" Троицы. Такой усложненный извод, демонстрирующий тягу к подробной иллюстративности занимательного сюжета, его наглядности и повествовательности, сформировался в последнем десятилетии XVI века.

В иконе Кирилла Уланова мастерски объединены на одной изобразительной плоскости как сам рублевский образ Троицы, так и подробности окружающих его на створах отдельных клейм. Только здесь они введены на задний план основного изображения средника. Такая композиция впервые встречается на иконе конца XVI века.

Происхождение

При поступлении в реставрационную мастерскую икона находилась под потемневшей олифой и сплошной масляной записью XIX века. На основании данных предварительного исследования было решено осуществить полное раскрытие авторской живописи, что и выполнили в течении зимы 1973-1974 годов сотрудники мастерской Т.П.Рыбакова и В.А.Митрофанов. Уже летом икона была включена в постоянную экспозицию Устюженского музея и размещена в золоченом резном киоте на западной стороне южного подкупольного столпа собора Рождества Богородицы.

Фрагменты

Библиография