Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрирована в 1973 г. в Вологодской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, реставраторы Т.П.Рыбакова, В.А.Митрофанов.
Размер: 142 х 123 х 3,5
Автор: Кирилл Уланов
Материал: Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение
Персоналии: Ангелы, Авраам, Сарра
Уточняющая датировка: 17 в.Конец
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Устюженский краеведческий музей
Иконография, категория: Троица
Тип изображения: Сюжетная композиция
Иконография восходит к развернутому "историческому" типу сцены и отражает интерес русского искусства XVII века теме Гостеприимства Авраама, в которой символическхая" рублевская" композиция с изображением трех ангелов дополнялась фигурами праотцев Авраама и Сарры, а также сценами "Хождения" Троицы. Такой усложненный извод, демонстрирующий тягу к подробной иллюстративности занимательного сюжета, его наглядности и повествовательности, сформировался в последнем десятилетии XVI века.
В иконе Кирилла Уланова мастерски объединены на одной изобразительной плоскости как сам рублевский образ Троицы, так и подробности окружающих его на створах отдельных клейм. Только здесь они введены на задний план основного изображения средника. Такая композиция впервые встречается на иконе конца XVI века.
При поступлении в реставрационную мастерскую икона находилась под потемневшей олифой и сплошной масляной записью XIX века. На основании данных предварительного исследования было решено осуществить полное раскрытие авторской живописи, что и выполнили в течении зимы 1973-1974 годов сотрудники мастерской Т.П.Рыбакова и В.А.Митрофанов. Уже летом икона была включена в постоянную экспозицию Устюженского музея и размещена в золоченом резном киоте на западной стороне южного подкупольного столпа собора Рождества Богородицы.