Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Размер: 142 х 109 х 3,5
Автор: Кирилл Уланов
Материал: Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение
Персоналии: Богоматерь, Иоанн Милостивый, митрополиты Петр, Алексей, Иона, Филипп
Уточняющая датировка: 17 в.Конец
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Устюженский краеведческий музей
Иконография, категория: Богоматерь
Тип изображения: Ростовое и многофигурное
Обращение Кирилла Уланова к изводу Богоматери Боголюбской, символизировавшей покровительство Московскому государству, вполне закономерно, тем более, если речь шла об официально заказанной иконе для Рождественского собора города Устюжны. Еще нагляднее целям иконы соответствовал избранный иконографический вариант - "Моление о народе", наиболее полно выражавший идеи коллективной, соборной молитвы перед Небесной Царицей и заступничество Богоматери за православный народ. Композиционные особенности памятника - поза и деисусный жест Марии, представшей со свитком прошения перед образом благословляющего Сына, восходят к чертам древней иконы XII века, что позволило мастеру снабдить изображение эпитетом "Боголюбская". В соответсвии с традициями времени и художественной манерой Кирилла Уланова на заднем плане появляется пейзажный фон. Поскольку при установлении памятника в новый киот в XIX веке щит опилили со всех сторон, трудно сказать, что имели в виду дореволюционные авторы, отмечая наличие "чудес на полях" образа.