Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Одигитрия

Реставрация: Реставрировалась в 1930 - е годы в Ярославском отделении ЦГРМ

Размер: 31х 25,4

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Уточняющая датировка: 16 в. Начало

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Икона принадлежит к широко распространенному в христианском мире типу Богоматери Одигитрии. По преданию, первая икона Одигитрии была написана евангелистом Лукой. Первоначально она находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь, где почиталась как защитница и покровительница города. «Одигитрия» в переводе с греческого означает «путеводительница»: сог­ласно преданию, перед этой святыней исцелились двое слепцов, чудесной силой приведенных в храм Богоматери в Константинополе. С иконы писали множество ко­пий-списков, отличавшихся друг от друга деталями.

Икона из города Романова сохраняет все основные признаки типа Одигитрии. Благословляющий Младенец Христос торжественно, как на престоле, восседает на ле­вой руке Богоматери. Правая рука Богоматери обращена к Христу в жесте моления. Легкий поворот Богоматери и Младенца друг к другу сближает произведение с типом Богоматери Перивлепты — вариантом иконографии Одигитрии. Не совсем обычны одежды Младенца — белая орнаментированная рубашка и охристо-золотой гиматий, скрывающий нижнюю часть его фигуры. Такие одеяния Христа чаще встречаются на ико­нах, принадлежащих к другому иконографическому типу, — «Богоматерь Умиление». Край мафория Богоматери перекинут через ее правое плечо, как на некоторых итало-греческих иконах XV века, также относящихся к типу Умиления. Еще одна особенность романовской иконы — небольшая по сравнению с фигурой Богоматери фигура Мла­денца. Эта деталь придает иконе особую лиричность и теплоту, лишает ее подчеркну­той торжественности и репрезентативности, характерных для иконографии Одигитрии.

Лики на иконе написаны виртуозно и сложно: охристыми прозрачными плавя-ми по темно-оливковому санкирю, с подрумянкой и белильными штрихами высвет­лений. По технике исполнения личное напоминает греческие иконы. Возможно, ико­нописец пользовался каким-то привозным греческим образцом. Этому не противо­речат и иконографические особенности произведения, имеющие аналогии не столько среди русских, сколько среди поздневизантийских памятников.

Место создания иконы определить довольно сложно. Она происходит из едино­верческой Спасо-Архангельской церкви города Романова-Борисоглебска, куда пос­тупила из старообрядческой молельни, а старообрядцы, как известно, собирали ико­ны древнего письма по всей стране. Судя по стилистическим и иконографическим осо­бенностям произведения, оно, скорее всего, было создано московским мастером.

Происхождение

Происходит из Спасо-Архангельской церкви в Романове-Борисоглебске (ныне город Тутаев Ярославской области). Поступила в музей в 1970 году.

Библиография