Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Спас Эммануил

Размер: 41,5 х 32,5

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 16 в. Вторая половина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Оглавное или оплечное

Иконографическая справка

«Эммануил» («С нами Бог») — одно из имен Бога Сына, восходящее к ветхо­заветному пророчеству Исайи о рождении Спасителя: «Се Дева во чреве при-имет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. VII, 1 4). Это имя закрепи­лось за изображениями отрока Христа, известными на Руси с XII века.

На иконе Ярославского музея представлен юный Христос в хитоне и гиматии, покрытых густым золотым ассистом. Личное письмо исполнено охристыми плавя-ми с высветлениями, подрумянкой и тонкими белильными движками. Описи бро­вей, носа и губ темно-коричневые. Лик Спасителя не по-детски строг и мудр - ви­димо, таким образом иконописец хотел подчеркнуть, что уже во младенческом возрасте в Христе присутствовала вся полнота Его божественности, соединившей­ся с человеческой природой в момент Боговоплощения.

На обороте иконы сохранилась красная сургучная печать с буквами «I I T» и плохо читаемой надписью «... РДОВ В». Вероятно, до 1917 года икона входила в состав какой-то частной коллекции.

К числу наиболее близких стилистических аналогий ярославской иконы при­надлежит образ преподобного Александра Свирского конца XVI века из Соло­вецкого монастыря (Музеи Московского Кремля),

Происхождение

Поступила из ярославского Антирелигиозного музея в 1970 году. Происхождение неизвестно.

Библиография