Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Владимирская

Реставрация: Реставрировалась в 1995 году С.Сергеевым под руководством Л.Д.Рыбцевой

Размер: 32 х 27

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богоматерь, младенец

Уточняющая датировка: 16 в. Конец - 17 в. Начало

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Икона является одним из древнейших списков прославленного чудотворного образа Богоматери Владимирской, присланного на Русь из Византии в начале XII века. В 1155 году сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский перенес этот образ из Киева во Владимир и поместил его в Успенском соборе — главном хра­ме Владимиро-Суздальского княжества. С XV века древняя чудотворная икона находилась в московском Успенском соборе, став палладиумом столицы и глав­ной святыней Русского государства. Празднование Владимирской иконе совер­шается трижды в году: 21 мая / 3 июня, 23 июня / 6 июля и 26 августа / 8 сен­тября.

С древнего чудотворного образа писались многочисленные списки, к числу которых принадлежит икона из собрания Ярославского музея. Не повторяя ни ху­дожественные особенности, ни размеры первообраза, она сохраняет лишь ос­новные черты его иконографии. Младенец восседает на правой руке Богоматери и нежно прижимается к ее щеке. Его левая ножка обращена пятой к молящимся. Левая рука Богоматери обращена к Христу в молитвенном жесте.

Лики написаны тонко, плавями, с легкими белильными движками, золотой ор­намент на мафории Богоматери выполнен свободно и уверенно. Из-за того, что фигура Богородицы занимает все пространство средника, от верхнего до нижне­го поля, небольшой образ выглядит подчеркнуто монументальным.

Происхождение

Происхождение не установленою Поступила в музей в 1970 году.

Библиография