Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Зосима и Савватий Соловецкие

Реставрация: Реставрировалась в 2000 году Т.Л.Шабановой

Размер: 31 х 25,5

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богоматерь, младенец, преподобные Зосима и Савватий

Уточняющая датировка: 17 в. Начало

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Преподобные Зосима и Савватий, русские подвижники, основавшие в XV ве­ке монастырь на Соловецких островах в Белом море, были причислены клику свя­тых на церковном соборе 1 547 года. С этого времени они почитались по всей Ру­си, и особенно в северных землях. Память преподобного Зосимы празднуется 1 7/30 апреля, преподобного Савватия — 17 сентября / 1 1 октября. 8/21 авгус­та отмечается перенесение мощей Зосимы и Савватия в особый придел Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, которое произошло в 1566 году. По преданию, первую икону с парным изображением преподобных написал ученик Зосимы, игумен Соловецкого монастыря Досифей. Возможно, именно к ней восходят все более поздние парные образы святых.

На иконе из Ярославского музея Зосима и Савватий предстоят образу Бого­матери Знамение. Этот образ был особенно распространен в новгородских зем­лях, к которым в древности принадлежали Соловецкие острова. С Новгородом Великим связана и ранняя история Соловецкой обители: новгородские архиепис­копы назначали в монастырь игуменов, новгородское вече даровало ему права на владение Соловецкими островами. Естественно, что защитница и покровитель­ница Новгорода, чудотворная икона Богоматери Знамение, была почитаема и на Соловках. Однако иконография Богоматери Знамение на ярославском образе необычна: Младенец изображен не в круглой славе, а непосредственно на фоне фигуры Богоматери, руки его отведены в стороны в жесте архиерейского благос­ловения.

У преподобного Зосимы в левой руке - свиток, на котором помещена тради­ционная надпись: «Не скорбите убо братие о семь разоумно да будет вамъ а[щ]е оугодна боудоутде [ла] моя Бгу .... ово моем иже».

В 1 615 году в Соловецком монастыре построили здание иконописной пала­ты, где писались образы Зосимы и Савватия для продажи паломникам. Там же создавались и более дорогие «подносные» иконы, предназначавшиеся в подарок наиболее важным гостям обители. Вероятно, таким «подносным» образом была и ярославская икона. Тонкость письма личного, изысканность рисунка, мягкий не­яркий колорит позволяют отнести ее к кругу высокопрофессиональных произве­дений иконописи первой половины XVII столетия.

Происхождение

Происхождение не установлено. Поступила в музей в 1970 году.

Библиография