Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Обитель Соловецких чудотворцев

Реставрация: Реставрировалась в 2000 году Т.Л.Шабановой

Размер: 31,8 х 27,4

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богоматерь, младенец, преподобные Зосима и Савватий, монахи

Уточняющая датировка: 17 в. Первая половина - Середина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Изображение обители Соловецких чудотворцев в качестве самостоятельно­го иконописного сюжета известно в русском искусстве с начала XVII века. По предположению М.И. Мильчика, в основу новой иконографии были положе­ны миниатюры одной из лицевых рукописей Жития Зосимы и Савватия. Впослед­ствии к этому сюжету нередко обращались мастера иконописной палаты Соло­вецкого монастыря, где писали иконы для прибывавших на остров паломников. Иконы с изображением обители Соловецких чудотворцев передавали основные особенности сакральной топографии монастыря: островное положение Солов-ков, посвящения храмов, пребывание в обители мощей ее основателей.

На иконе из Ярославского музея представлен вид Соловецкого монастыря со стороны бухты Благополучия. На фоне моря изображены крупные белые птицы, согласно традиции, символизирующие души праведников. В ансамбле обители выделено изображение Святых ворот без Благовещенской церкви над ними. Спа-со-Преображенский собор отмечен иконой Спаса с предстоящими Зосимой и Савватием. Никольская церковь узнается по храмовому образу на ее фасаде, на стене Успенской церкви помещено икона Богоматери с Младенцем. Справа от собора и храма Успения видны гробницы с мощами Зосимы и Савватия. Ком­позицию завершает изображение двух многоярусных звонниц с монахами, зво­нящими в колокола. Стремясь передать реальную архитектуру обители, иконопи­сец, вместе с тем, создает целостный образ монастыря как райского града, запол­няя все пространство иконы разнообразными богато украшенными зданиями, изображенными весьма условно. Очевидно, что при обращении к этой иконе па­ломник должен был вспоминать, скорее, не реальный вид монастыря, а то особое состояние духа, молитвенное настроение, которое он там испытал.

Икона, по-видимому, была написана в мастерских Соловецкого монастыря в первой половине — середине XVII века, когда подобные произведения получи­ли наибольшее распространение.

Происхождение

Происхождение не установлено. Поступила в музей в 1970 году

Библиография