Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Коневская (Голубицкая)

Реставрация: Реставрировалась в 2000 году Т.Л.Шабановой

Размер: 32 х 27,5

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богоматерь, младенец

Уточняющая датировка: 17 в. Первая половина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Икона представляет собой реплику чудотворного образа Богоматери, привезен­ного в 1 393 году на Русь с Афона преподобным Арсением Коневским, основателем Рождественского Коневского монастыря на одном из островов Ладожского озера. Находившаяся вблизи шведской границы обитель неоднократно разграблялась шве­дами и страдала от пожаров. Подлинного расцвета она достигла только к концу XVIII века. В XX столетии чудотворная икона Богоматери Коневской оказалась за пре­делами России; ныне она хранится в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.

Иконография чудотворного образа восходит к итало-критским произведени­ям. Ее главная особенность — изображение Младенца, отвернувшегося от мате­ри и держащего в левой руке голубя, ноги которого перевязаны нитью; конец ни­ти - в правой руке Младенца, Своеобразно трактованы одежды персонажей: Христос облачен в белую узорчатую рубашечку, Богоматерь представлена с пла­том, переброшенным через плечо.

Образ голубя со спутанными красной нитью ногами в руках Младенца име­ет глубокий символический смысл. Привязанная птица уподобляется привязанной к греху душе человека, которой сострадает и которую может освободить Хрис­тос. Нить, связывающая птицу, говорит о смирении и покорности. Вместе с тем го­лубь может восприниматься как символ Богоматери, которая в апокрифическом Протоевангелии Иакова именуется «смиренной, покорной голубкой», и как сим­вол искупительной жертвы Христа.

Икона из собрания Ярославского музея, в целом следуя прототипу, отличается от него некоторыми деталями. Кисть левой руки Богоматери, в отличие от чудотворной иконы, где кончики пальцев скрыты гиматием Младенца, изображена с подогнутыми пальцами и согнутым мизинцем, как на иконе «Богоматери Корсунской». Концы красно­го с серебряным узором плата под мафорием Богоматери интерпретированы как отдель­ная часть облачения - серебристо-зеленая узорная лента, завязанная узлом и переки­нутая через плечо. В отличие от всех известных изображений, мафорий Богоматери имеет красновато-охристый цвет и покрыт плотным золотым ассистом; его подкладка, открывающаяся у рук, - красная с серебристым узором. У Младенца вместо белой -темно-зеленая рубашечка, орнаментированная у ворота и по краям рукавов.

Немногочисленные списки Коневской иконы довольно точно повторяют ее осо­бенности. Поэтому отступления от прототипа в ярославской иконе можно объяснить двумя причинами: она воспроизводит не сам чудотворный образ, а его прорись или передает облик «Богоматери Коневской», искаженной поновлениями XVII века.

Подчеркнутая графичность и близкий к монохромному колорит сближают образ Коневской Богоматери с ярославскими иконами первой половины XVII столетия.

Происхождение

Происхождение не установлено. Поступила в музей в 1970 году

Библиография