Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Рождество Христово

Реставрация: Реставрировалась в 2006 году А.Н.Клячиной

Размер: 32 х 27,8

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Младенец Христос, Богородица, праведный Иосиф, служанка, ангелы, волхвы

Уточняющая датировка: 17 в. Середина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Праздники

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Иконография Рождества Христова сложилась на основе евангельских текстов (Мф. I, 1 8-25; И, 1-1 2; Лк. II, 1 -20) и некоторых апокрифов. По составу и распо­ложению сюжетов публикуемая икона достаточно близка традиционной иконог­рафической схеме, сложившейся еще в X-XI веках и получившей затем широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве. В центре компози­ции представлена возлежащая на киноварном ложе Богоматерь. За нею — ясли со спеленутым Младенцем Христом, которого согревают своим дыханием вол и осел. Эти животные символизируют свершение одного из пророчеств Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня. Народ Мой не разумеет» (Ис. I, 3). Ясли с божественным Младенцем осе­нены лучами Вифлеемской звезды. Богоматери предстоят волхвы, проделавшие трудный путь, чтобы поклониться пришедшему в мир Мессии. Они приносят ему в дар золото - как царю, ладан - как Богу и смирну (погребальный состав) — как человеку, которому предстоит умереть для спасения всего человеческого рода.

К Христу и Богоматери обращен пастух с рожком в руках. В верхней части иконы представлены ангелы, прославляющие приход в мир Спасителя. Внизу изображены сцены омовения Младенца и явления Иосифу обручнику пастыря, убеждающего его в непорочном рождении Иисуса Христа.

Небольшая по размерам икона выглядит торжественно и значительно: ярос­лавские иконописцы славились умением придавать своим произведениям особую монументальность. Неяркие охристые, коричневые и темно-вишневые краски со­четаются здесь с яркими пятнами киновари, белил, малинового и зеленого цветов. Такая палитра характерна для иконописи Ярославля середины XVII века.

Происхождение

Происхождение не установлено. Поступила в музей в 1970 году.

Библиография