Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Воскресение Христово - Сошествие во ад

Реставрация: Реставрировалась в 2001 году А.Н.Клячиной

Размер: 32 х 28

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, ангелы, Адам, Ева, Иоанн Предтеча, Давид, Соломон

Уточняющая датировка: 17 в. Середина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Ростовое и сюжетная композиция

Иконографическая справка

О главном событии новозаветной христианской истории, Воскресении Христовом, подробно не рассказывает ни один евангелист. Это не постигаемое умом чудо долгое время не изображали на иконах, передавая его символически или в форме свидетель­ства - например, в виде сцены Явления Женам Мироносицам ангела, который со­общил людям о Воскресении Христа. Другим распространенным вариантом вопло­щения темы Воскресения стала сложившаяся к IX столетию композиция, изобража­ющая сошествие воскресшего Спасителя во ад. В библейских текстах содержатся лишь отдельные указания на это событие: в Псалтири (Пс. XV, 10; XXIII, 7-8; XXIX, 4; LXXXV, 1 3; CI, 20-22), а также в Евангелии от Матфея (XXVII, 51 -53) и в Посла­ниях апостолов (I Пет. Ill, 1 8-1 9; Еф. IV, 9-1 0). Более подробно о том, как воскресший Христос сошел во ад, низверг сатану и вывел оттуда ветхозаветных пророков и пра­ведников во главе с прародителями человеческого рода - Адамом и Евой, повест­вуют апокрифические источники, из которых наиболее известно Евангелие от Ни-кодима (II в.), и некоторые святоотеческие поучения, составленные на их основе.

На иконе из Ярославского музея Спаситель изображен на фоне округлой славы, в блистающих золотом одеждах «грядущего века» со свитком, символом проповеди. Он держит за руку коленопреклоненного Адама. По другую сторону от Христа - праматерь Ева, протягивающая к нему покровенные в знак молитвы руки. Рядом изображены ветхозаветные пророки, среди которых выделяются ца­ри Давид и Соломон, Иоанн Предтеча и Моисей, Выше представлены два ангела, несущие в покровенных руках орудия Страстей Господних. Христос и воскрешен­ные им праведники пребывают не в преисподней, а на поверхности земли: пеще­ра ада со сломанными вратами, которые попирает ногами Спаситель, изображе­на ниже. Возможно, такое зримое отделение опустевшего ада от земли отража­ет известное из святоотеческих толкований представление о Сошествии во ад как прообразе всеобщего воскресения из мертвых.

Слева от пещеры размещена сцена Явления ангела Женам Мироносицам, в ниж­нем правом углу иконы представлено восстание Христа из гроба, рядом с которым-заснувшие чудесным сном воины-стражники. В нижней части иконы трижды повто­рено изображение камня, которым была завалена пещера с Гробом Господним.

В верхнем правом углу композиции показан рай в виде прекрасного сада с вратами. Это изображение соответствует одному из описаний рая как «прек­расного сада, где каждый цветок цветет своим цветом».

При создании иконы ярославский мастер использовал уже сложившиеся ико­нографические схемы. Однако, сократив их и соединив по-новому, он смог при­дать образу дополнительные смысловые оттенки. Цветовое решение иконы, пись­мо личного и горок находят аналогии в иконописи Ярославля середины XVII века.

Происхождение

Происхождение не установлено. Поступила в музей в 1970 году

Библиография