Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Казанская, с избранными святыми

Реставрация: Реставрировалась в 1963 году Е.П.Юдиной

Размер: 32,5 х 27,8

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богоматерь, младенец, Иоанн Предтеча, Илья Пророк, Св.Николай Чудотворец, преп.Сергий Радонежский

Уточняющая датировка: 17 в. Середина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Оглавное или оплечное, с клеймами

Иконографическая справка

Икона является списком одного из наиболее почитаемых в России образов Бо­гоматери, явившегося Казани в 1 579 году. История обретения этого образа описа­на в конце XVI века участником события, Казанским митрополитом, а впоследствии патриархом Гермогеном. Согласно составленной им Повести, Богоматерь трижды являлась девятилетней девочке Матроне, указывая место на пепелище сгоревшего дома, где был скрыт ее образ. Поставленная в церкви новообретенная икона про­славилась чудотворениями, особенно исцелением недуга слепоты.

Прославление иконы Богоматери Казанской получило отклик в Поволжье, в Ро­манове, а затем и в Ярославле, куда был принесен один из ранних списков новояв­ленной святыни. Известно, что в 1588 году житель Романова Герасим, будучи в Ка­зани, удостоился чудесного видения Богоматери, которая повелела взять икону, те­зоименитую городу, отнести ее в Романов и построить в ее честь церковь под горой. Герасим исполнил все повеления Богородицы, построив Казанскую церковь, суще­ствующую и ныне. В 1 609 году, когда Романов был взят литовцами, икона оказалась в Ярославле, куда ее принес литвин Яков Любский. Согласно местному сказанию, он отказался вернуть икону романовцам даже за выкуп и передал ее ярославскому купцу Василию Лыткину, старосте церкви Димитрия Солунского. Позднее для иконы был построен храм, при котором устроили женский Казанский монастырь.

Список с Казанской иконы Богоматери был передан ополчению князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина, которое останавливалось в Ярославле перед похо­дом на Москву. Заступничеству Богоматери, явленному через ее чудотворную ико­ну, приписывалось освобождение Москвы от поляков. Икона считалась покрови­тельницей династии Романовых, при которых она стала одной из важнейших рус­ских святынь. Было установлено два дня празднования ее памяти — 8/21 июля и 22 октября / 4 ноября. С XVIII века икона Богоматери Казанской почиталась как покровительница новой столицы - Петербурга.

Иконография «Богоматери Казанской» довольно близка типу Одигитрии, но имеет некоторые существенные отличия. К их числу относится погрудное, как бы сокращенное, изображение Богородицы и поза Младенца Христа: он изображен стоящим, правая рука сложена в благословляющем жесте, левая, скрытая гимати-ем, опущена. На полях публикуемой иконы представлены особо чтимые в Ярослав­ле святые - Иоанн Предтеча, Илья Пророк, святитель Николай Чудотворец и пре­подобный Сергий Радонежский.

Произведение отличается строгостью рисунка и холодным колоритом, постро­енным на сочетании серовато-зеленой охры, коричневой краски и серебра. Плот­ные широкие пробела создают впечатление объемной лепки личного.

Происхождение

Происхождение не установлено. Поступила в музей в 1970 году.

Библиография