Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Спас на престоле, с предстоящими Святыми (деисус)

Реставрация: Реставрировалась в 2003 году Н.Ю.Ярцевой

Размер: 31 х 27,5

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, Иоанн Богослов, Николай Чудотворец, Димитрий Солунский, Параскева Пятница, преп.Зосима и Савватий Соловецкие

Уточняющая датировка: 17 в. Последняя четверть

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Тронное

Иконографическая справка

В центре иконы изображен Спас, восседающий на золотом орнаментирован­ном престоле. Правой рукой он благословляет, левой придерживает на колене раскрытое Евангелие с текстом: «Приидите благословение Отца моего наследуй­те уготование...» (Мф. XXV, 34}». Спасителю предстоят Богоматерь и Иоанн Пред­теча со свитками (надпись на свитке Богоматери: «Владыко многомилостиве...»).

За престолом Спаса изображены архангелы Михаил и Гавриил, выше — апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец. К подножию престола припадают мученики Димитрий Солунский и Параскева Пятница, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. В верхней части иконы, в малиновых облаках, представлен Бог Отец, от которого к Спасу нисходит Святой Дух в виде голубя.

Икона представляет собой вариант Деисуса — сцены молитвенного предсто-яния Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов и святых Господу на небесах. В отличие от наиболее распространенного типа деисусной композиции в виде ря­да икон в иконостасе здесь все фигуры объединены на одной доске.

Ритмическая согласованность композиции, динамичный абрис фигур, при­хотливость рисунка золотых и серебряных облаков и золотого ассиста придают иконе особое изящество. Обилие золота, звучная красно-зеленая цветовая гам­ма и яркое личное письмо с открытой подрумянкой сближают ее с ярославскими иконами последней четверти XVII — начала XVIII века.

Происхождение

Происхождение не установлено. Поступила в 1970 году.

Библиография