Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрировалась в 1972 году Е.П.Юдиной
Размер: 36,5 х 31,5
Автор: нет данных
Материал: Дерево, темпера
Персоналии: Бог Отец, бог Сын, Святой дух, евангелисты Иоанн, Матфей, Марк, Лука
Уточняющая датировка: 17 в. Конец
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконография, категория: Троица
Тип изображения: Многофигурное
Икона принадлежит к варианту иконографии Святой Троицы, известному под названием «Сопрестолие». Его отличительной чертой является изображение Бога Отца и Бога Сына, восседающих на одном престоле, и Святого Духа в виде голубя между ними. Истоки этого иконографического типа, по-видимому, связаны с западноевропейским искусством. С XIV века он распространяется в Византии и на Балканах. Одним из ранних примеров такой иконографии на Руси является знаменитая «Четырехчастная» икона середины XVI века из Благовещенского собора Московского Кремля. Появление изображений невидимого Бога Отца вызвало многочисленные споры и стало предметом рассмотрения на церковном соборе 1 553-1 554 годов. Собор обосновал возможность создания подобных образов «по пророческому видению» и разрешил использовать их с целью раскрытия догматического смысла библейских текстов и сложных богословских сочинений.
Бог Отец и Бог Сын на ярославской иконе изображены в блистающей золотыми лучами круглой сфере, восседающими на огненных херувимах. Они облачены в хитоны с золотыми оплечьями и белые гиматии, их головы увенчаны золотыми венцами. Белые одежды Отца и Сына должны были, вероятно, напоминать об известном тексте из книги пророка Даниила: «Видел я.., что поставлены были престолы, и воссел Ветхий Деньми; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня...» (Дан. VII, 9). Между Богом Отцом и Богом Сыном вверху, в медальоне, представлен Святой Дух в виде голубя, ниже —орудия Страстей: крест, копие и трость с губкой. Среди традиционных для этого времени атрибутов Бога Отца необходимо отметить звездчатый нимб и надпись «Гос(по)дь С(ава)оф» (у Христа — крестчатый нимб с обычным надписанием). По сторонам нимбов Отца и Сына начертана надпись: «С(вя)тая Троица един Богь».
Жесты Отца и Сына полны величия. Правая, благословляющая рука Отца обращена к Христу, левая лежит на золотой державе, увенчанной крестом. Правая рука Христа поднята в именословном благословении, левой Он придерживает открытое Евангелие с надписью: «Отче их же дал еси мне хощу идеже есмь аз и тии будут со мною и увидят славу мою и прославят Отца моего иже есть на небесах» (Ин. XVII, 24). Это перефразированная часть молитвы Христа за оставляемых им учеников, произнесенной на Тайной вечере и напоминающей о Втором пришествии Спасителя и справедливом воздаянии праведным.
В углах иконы, среди облаков, изображены евангелисты и их символы, о которых говорится в описании видения пророка Иезекииля и в Апокалипсисе (Иез. I, 5-11; Откр. IV, 6-9): Иоанн с орлом, Матфей с ангелом, Марк с крылатым львом, Лука с крылатым тельцом. Изображения облаков, обрамляющие снизу сферу со Святой Троицей, соответствуют словам Псалтири: «И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных» {Пс. XVII, 1 2).
Композиция иконы имеет сходство с гравюрой «Святая Троица» Симона Ушакова, созданной в 1 666 году. Вполне возможно, что иконописец имел перед собой и другие образцы, поскольку этот сюжет в разных вариантах был широко распространен в ярославском искусстве (он присутствует, например, в раме иконы «Богоматерь Знамение» из церкви Ильи Пророка).
На обороте имеется вкладная надпись с датой и именем заказчика: «Се... свя-тый образ Отечества писан по обещанию ярославского жителя Петра Васильева с(ы}на Горшкова в лето ЗСД [1696] го а отдал вклад во обитель пресвятые Б(ого-роди)цы Тол...кие в ... год и поставлен в больнишной церкве в тойже обители ... же в манохох схимонах Павел а ником(у) никуда сего святого образа из обители Толской не отлучать и вечно по обещанию моему подписал ...».
Ближайшей смысловой и иконографической аналогией публикуемой иконы является роспись на своде западной паперти ярославской церкви Благовещения (1709). Это позволяет предположить, что икона написана одним из мастеров, участвовавших в создании стенописей.
Живопись иконы отличается гармонией светлых холодных тонов, блистанием искусно использованного золота, пламенеющей, как заря, алой киноварью. Запоминающейся особенностью изображения Бога Отца является стилизованный рисунок складок его одежд.
Происходит из Спасской церкви Толгского монастыря близ Ярославля. Поступила в музей в 1970 году