Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрировалась в 1995 году И.В.Ярыгиной
Размер: 32 х 28
Автор: нет данных
Материал: Дерево, темпера
Персоналии: Спаситель, Самарянка, апостолы
Уточняющая датировка: 17 в. Конец
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконография, категория: Сложные композиции
Тип изображения: Сюжетная композиция
В воскресных богослужениях между праздниками Воскресения Христова (Пасхи) и Пятидесятницы прославляется воскресший Спаситель и его благодатное учение. Пятое воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию евангельской беседы Иисуса Христа с самарянкой (Ин. IV, 5-42).
В соответствии с евангельским повествованием беседа Христа и самарянки произошла в Самарии, неподалеку от города Сихарь, у колодца Иакова. Утомленный дорогой Христос, ожидая отлучившихся апостолов, присел отдохнуть и попросил у женщины-самарянки почерпнуть воды. Своей просьбой он привел ее в изумление, потому что иудеи презирали обычаи самарян и чуждались их. Христос обратился к женщине с поучением, поведал ей о наступлении времени, когда «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» и объявил, что он i есть Мессия и источник воды живой, «текущей в жизнь вечную». Самарянка «напилась обильно водой премудрости Божией», уверовала в Христа, и за ней последовали многие самаряне.
В центре иконы, на фоне холмистого пейзажа с деревьями, цветами и травами, представлен высокий колодец, обложенный семью круглыми камнями. Слева у колодца изображен сидящий Христос. Он облачен в розовый хитон и светло-зеленый гимо-тий с золотыми пробелами. Правую руку Христос протягивает к самарянке, левой указывает на Себя. Слева, рядом с Христом, - золотой сосуд с выгнутыми ручкой и носиком. Справа от колодца стоит саморянка в красно-зеленых одеждах и белой головной повязке, у локтя ее правой руки - пустое деревянное ведро. В отдалении, на втором плане, видны две островерхих горки, слева от них - группа апостолов, справа - городские стены и башни. На фоне вверху надпись: «Неделя Е {5} о самаряныне».
Содержание композиции определяется символическим значением изображений источника и сосудов. Золотой драгоценный сосуд - образ премудрости проповедующего Христа. Колодец Иакова, наполненный до краев живительной влагой v окруженный травами и цветами, уподоблен Христу - «источнику жизни», «источнику воды, текущей в жизнь вечную». Представление о пустом сосуде, жаждущем премудрости и благочестия, воплощено в образе самарянки - об этом напоминает пустое деревянное ведро в ее руке.
На обороте иконы сохранилась надпись: «Лета 7206 [1698] марта въ 21 де(нь) сия ('кона о Самаряныни неделя построена при архимандрите Иосифе чтс из Володимира ... [бы?] архимаднрит мпстрса цря Коисгантииовского».
Колорит иконы построен на сочетании зеленого и красного цветов со скупо использованным золотом и розоватыми высветлениями в личном письме; статичная уравновешенная композиция замечательно передает размеренный, неспешный ритм евангельской притчи.
Происходит из Толгского монастыря близ Ярославля. Поступила в музей в 1970 году