Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Беседа Спасителя с самарянкой

Реставрация: Реставрировалась в 1995 году И.В.Ярыгиной

Размер: 32 х 28

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Самарянка, апостолы

Уточняющая датировка: 17 в. Конец

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

В воскресных богослужениях между праздниками Воскресения Христова (Пас­хи) и Пятидесятницы прославляется воскресший Спаситель и его благодатное уче­ние. Пятое воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию евангельской бесе­ды Иисуса Христа с самарянкой (Ин. IV, 5-42).

В соответствии с евангельским повествованием беседа Христа и самарянки произошла в Самарии, неподалеку от города Сихарь, у колодца Иакова. Утомлен­ный дорогой Христос, ожидая отлучившихся апостолов, присел отдохнуть и попро­сил у женщины-самарянки почерпнуть воды. Своей просьбой он привел ее в изум­ление, потому что иудеи презирали обычаи самарян и чуждались их. Христос об­ратился к женщине с поучением, поведал ей о наступлении времени, когда «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» и объявил, что он i есть Мессия и источник воды живой, «текущей в жизнь вечную». Самарянка «напи­лась обильно водой премудрости Божией», уверовала в Христа, и за ней последо­вали многие самаряне.

В центре иконы, на фоне холмистого пейзажа с деревьями, цветами и травами, представлен высокий колодец, обложенный семью круглыми камнями. Слева у колод­ца изображен сидящий Христос. Он облачен в розовый хитон и светло-зеленый гимо-тий с золотыми пробелами. Правую руку Христос протягивает к самарянке, левой указывает на Себя. Слева, рядом с Христом, - золотой сосуд с выгнутыми ручкой и носиком. Справа от колодца стоит саморянка в красно-зеленых одеждах и белой го­ловной повязке, у локтя ее правой руки - пустое деревянное ведро. В отдалении, на втором плане, видны две островерхих горки, слева от них - группа апостолов, спра­ва - городские стены и башни. На фоне вверху надпись: «Неделя Е {5} о самаряныне».

Содержание композиции определяется символическим значением изображе­ний источника и сосудов. Золотой драгоценный сосуд - образ премудрости пропо­ведующего Христа. Колодец Иакова, наполненный до краев живительной влагой v окруженный травами и цветами, уподоблен Христу - «источнику жизни», «источни­ку воды, текущей в жизнь вечную». Представление о пустом сосуде, жаждущем премудрости и благочестия, воплощено в образе самарянки - об этом напоминает пустое деревянное ведро в ее руке.

На обороте иконы сохранилась надпись: «Лета 7206 [1698] марта въ 21 де(нь) сия ('кона о Самаряныни неделя построена при архимандрите Иосифе чтс из Володимира ... [бы?] архимаднрит мпстрса цря Коисгантииовского».

Колорит иконы построен на сочетании зеленого и красного цветов со скупо ис­пользованным золотом и розоватыми высветлениями в личном письме; статичная уравновешенная композиция замечательно передает размеренный, неспешный ритм евангельской притчи.

Происхождение

Происходит из Толгского монастыря близ Ярославля. Поступила в музей в 1970 году

Библиография