Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Спас Вседержитель (из деисусного чина)

Реставрация: Реставрировалась в 2005 г. Е.И.Купреяновой

Размер: 32 х 28

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 17 в. Последняя четверть

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

Деисусный чин представляет собой образ моления за человеческий род, на­поминая верующим о Втором пришествии Христовом, Страшном Суде и предста-тельстве святых перед Спасителем. Обычно он входит в состав иконостаса, одна­ко небольшой размер публикуемых икон свидетельствует о том, что они создава­лись для домашней молитвы и лишь позднее, в качестве вклада, были переданы в церковь - в данном случае в ярославский Спасский монастырь.

На центральной иконе чина изображен Спаситель, облаченный в зеленый с узорной каймой гиматий и красный орнаментированный хитон, из-под которо­го выглядывает прозрачная сорочка. Его правая рука поднята в благословении, в левой - раскрытое Евангелие с текстом: «Вся елика аще // молящеся п//роси-те и веройте яко приемлите // и будет ва//мь егда ст//оите молящеся отпу-ща//ете аще ко // имаге нака//го да и оте//цъ вашь небесны иже // есть на неб//есехь отпу // стить вам» (Мр. XI, 24-25). По сторонам крестчатого нимбо Спаса - картуши, в которых, вероятно, располагались утраченные надписи.

Богоматерь изображена в повороте к Спасу, со склоненной головой и молитвен­ным жестом правой руки. В ее левой руке свиток с надписью: «Вл(а)д(ы)ко Ц(а)рю Вседержи//телю милостивый // Г(о]с(по)ди Hfncyjce Хр(и]сте, С(ы)не и Б(о)же // мой, приклони ухо твое // и оуслыши м|о]литву // матере своея моля//щуюся тебе помилуй вся православны//я християны при//зывающия тя Т//ворцо своего идеже бы//ваетъ память име//ни моего освяти ме//сто то и прослави // проела вляющаго тя // Г(о)с(по)да своего и мене ма//тер твою». Богоматерь облачена в покрытый зо­лотым и серебряным узором вишневый мафорий с зеленой подкладкой.

Иоанн Предтеча, представленный в повороте к Спасителю, правой рукой указывает на жертвенного Агнца - обнаженного Младенца Христа, возлежаще­го в чаше. Надпись на свитке в левой руке Иоанна гласит: «Сей агнець Б(о)жи(и] // вземьляй грехи// всего миро покойте//ся приближи...» (Ин. I, 29; Мф. Ill, 2). Одеяние его изысканно красиво: малиновая власяница с золотой шерстью и се­ребристо-голубыми по краю рукавами. За плечами Предтечи вздымаются серые крылья с золотистыми и малиновыми перьями.

Иконы отличает плавность рисунка, текучесть и прихотливость линий, мягкая пластика и тонкие моделировки в письме ликов и одежд. В живоподобно трактован­ном лике Христа тонкие пробела передают сияние, исходящее от округлого лба и глаз. Все эти особенности свидетельствуют о том, что деисусный чин мог быть испол­нен талантливым изографом Оружейной палаты круга Симона Ушакова.

Происхождение

Происходит из Спасского монастыря в Ярославле, Поступила в 1970 году.

Библиография