Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрировалась в 2005 г. Е.И.Купреяновой
Размер: 31,7 х 28
Автор: нет данных
Материал: Дерево, темпера
Персоналии: Иоанн Предтеча
Уточняющая датировка: 17 в. Последняя четверть
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Поясное
Деисусный чин представляет собой образ моления за человеческий род, напоминая верующим о Втором пришествии Христовом, Страшном Суде и предста-тельстве святых перед Спасителем. Обычно он входит в состав иконостаса, однако небольшой размер публикуемых икон свидетельствует о том, что они создавались для домашней молитвы и лишь позднее, в качестве вклада, были переданы в церковь - в данном случае в ярославский Спасский монастырь.
На центральной иконе чина изображен Спаситель, облаченный в зеленый с узорной каймой гиматий и красный орнаментированный хитон, из-под которого выглядывает прозрачная сорочка. Его правая рука поднята в благословении, в левой - раскрытое Евангелие с текстом: «Вся елика аще // молящеся п//роси-те и веройте яко приемлите // и будет ва//мь егда ст//оите молящеся отпу-ща//ете аще ко // имаге нака//го да и оте//цъ вашь небесны иже // есть на неб//есехь отпу // стить вам» (Мр. XI, 24-25). По сторонам крестчатого нимбо Спаса - картуши, в которых, вероятно, располагались утраченные надписи.
Богоматерь изображена в повороте к Спасу, со склоненной головой и молитвенным жестом правой руки. В ее левой руке свиток с надписью: «Вл(а)д(ы)ко Ц(а)рю Вседержи//телю милостивый // Г(о]с(по)ди Hfncyjce Хр(и]сте, С(ы)не и Б(о)же // мой, приклони ухо твое // и оуслыши м|о]литву // матере своея моля//щуюся тебе помилуй вся православны//я християны при//зывающия тя Т//ворцо своего идеже бы//ваетъ память име//ни моего освяти ме//сто то и прослави // проела вляющаго тя // Г(о)с(по)да своего и мене ма//тер твою». Богоматерь облачена в покрытый золотым и серебряным узором вишневый мафорий с зеленой подкладкой.
Иоанн Предтеча, представленный в повороте к Спасителю, правой рукой указывает на жертвенного Агнца - обнаженного Младенца Христа, возлежащего в чаше. Надпись на свитке в левой руке Иоанна гласит: «Сей агнець Б(о)жи(и] // вземьляй грехи// всего миро покойте//ся приближи...» (Ин. I, 29; Мф. Ill, 2). Одеяние его изысканно красиво: малиновая власяница с золотой шерстью и серебристо-голубыми по краю рукавами. За плечами Предтечи вздымаются серые крылья с золотистыми и малиновыми перьями.
Иконы отличает плавность рисунка, текучесть и прихотливость линий, мягкая пластика и тонкие моделировки в письме ликов и одежд. В живоподобно трактованном лике Христа тонкие пробела передают сияние, исходящее от округлого лба и глаз. Все эти особенности свидетельствуют о том, что деисусный чин мог быть исполнен талантливым изографом Оружейной палаты круга Симона Ушакова.
Происходит из Спасского монастыря в Ярославле. Поступила в 1970 г