Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь с младенцем и предстоящими святителями Леонтием, Исайей и Игнатием Ростовскими

Реставрация: Реставрировалась в 2003 году Т.Л.Шабановой

Размер: 30,5 х 27,5

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богоматерь, св. Леонтий Ростовский, Исайя, Игнатий

Уточняющая датировка: 17 в. Конец - 18 в. Начало

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

Публикуемая икона принадлежит к особому изводу, известному под назва­нием «Моление ростовских чудотворцев» и представляющему наиболее почита­емых ростовских святителей Леонтия, Исайю и Игнатия, молитвенно предстоящих Богоматери с Младенцем, который осеняет их своим благословением.

Святитель Леонтий Ростовский — один из первых русских святых, крестивший ростовцев и убитый язычниками в 1077 году. Его преемник, святитель Исайя, за­нимал ростовскую епископскую кафедру до своей кончины в 1090 году. Святи­тель Игнатий Ростовский управлял ростовской епархией в тяжелые времена мон­голо-татарского ига и много сделал для установления мира между русскими князьями, неоднократно ездил в Орду с ходатайствами за церковь и народ. Игна­тий скончался в 1 288 году. Мощи святителей Леонтия, Исайи и Игнатия пребыва­ют в ростовском Успенском соборе.

С XVII века иконы «Моление ростовских чудотворцев» становятся своеоб­разным символом ростовского Митрополичьего дома. Ростовские владыки десят­ками заказывали такие иконы, предназначавшиеся для подарков именитым гос­тям. После перевода архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль в 1 787 году иконы на этот сюжет писали крайне редко.

Икона из Ярославского музея относится к числу произведений, написанных для ростовского Архиерейского дома в конце XVII — начале XVIII века. Мягкая подрумянка ликов, работа цветными лаками по золотой подкладке, изощренное узорочье одеяний позволяют рассматривать этот образ как творение незауряд­ного иконописца. На полях иконы, по углам, сохранились круглые углубления в древесине, закрытые при реставрации. Возможно, икона использовалась как ре-ликеарий для хранения святынь, привезенных из Ростовской земли. Об особом почитании этого образа свидетельствуют следы крепления нескольких сменявших друг друга металлических окладов.

Происхождение

Происхождение не установлено. Поступила из ярославского Антирелигиозного музея в 1970 году.

Библиография