Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Распятие, со сценами страстей

Реставрация: Реставрировалась в 2002 году Е.И.Серегиной

Размер: 36,5 х 32

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, апостолы

Уточняющая датировка: 17 в. Конец - 18 в. Начало

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Из клейм состоит

Иконографическая справка

Небольшая резная пластина, которая служит средником иконы, вероятно, бы­ла вложена в храм в память о каком-то человеке или событии. Она отражает из­вестную на Севере России устойчивую традицию создания деревянных поклан-ных крестов разного назначения. На пластине изображен Галгофский крест с орудиями Страстей — копьем и тростью — и главой Адама в основании. За крес­том представлена стена Иерусалима, Композиция заключена в двойную рельеф­ную рамку с текстом тропаря: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко...» В четы­рех круглых медальонах помещены монограммы и криптограммы, которые рас­шифровываются как «Царь Славы»; «Ника» (Победитель); «копье»; «трость»; «место лобное рай бысть»; «глава Адамля». Живописное изображение Христа на кресте появилось, вероятно, в XIX веке.

Резная пластина обрамлена живописными клеймами, изображающими стра­дания Христа и его чудесное Воскресение. Иконография композиций почерпнута из гравюр голландской Библии Борхта и характеризуется классической ясностью построения. В иконе отсутствует пышная, богато украшенная архитектура, зато необычайно декоративен никогда не повторяющийся узор полов «в шашечку». В звучном колорите выделяются теплые золотисто-желтые тона в пейзажных мо­тивах и малиново-красные — в сценах страданий Христа. Художник наделяет сво­их персонажей выразительными характеристиками. Так, уродливо-страшный вид придан судьям и жестоким стражникам Христа.

Икона стилистически близка стенописям ярославских церквей Иоанна Пред­течи в Толчкове и Благовещения, созданным в конце XVII — начале XVIII века

Происхождение

Происхооступила в музей в 1970 году

Библиография