Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Вход в Иерусалим

Реставрация: Реставрировалась в 2002 году в Санкт-Петербургском училище им. Н.К.Рериха

Размер: 32 х 28

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, апостолы, иудеи

Уточняющая датировка: 18 в. Начало

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Страстной и Пасхальный циклы

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Иконография Входа Господня в Иерусалим основана на евангельском пове­ствовании (Мф. XXI, 1-11;Мр.Х1, 1-11; Лк. XIX, 29-44; Ин. XII, 12-19). В цент­ре композиции изображен Христос, въезжающий в город на белом оспяти, в со­ответствии с предсказанием пророка Захарии: «... Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле...» (Зах. IX, 9). Христос обращается к идущим за ним апостолам, предсказывая ожидаю­щие его события: «...мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан бу­дет первосвященникам, и осудят его на смерть; и предадут Его на поругание и би­ение и распятие; и в третий день он воскреснет» (Мф. XX, 1 7-1 9). Навстречу ему выходят иудеи, приветствуя Спасителя как Сына Давидова и Небесного Царя. Де­ти бросают под ноги осляти, на котором восседает Христос, свои одежды.

Христос с учениками изображен на фоне Елеонской горы, за которой видно селение, где, по слову Господа, апостолы нашли для него ослицу. У подножия го­ры растет дерево, символизирующее древо жизни, а за спиной иудеев возвыша­ется Иерусалим с Золотыми воротами и стройным, увенчанным куполом храмом.

В иконе из Ярославского музея преобладают высветленные тона. Лишь фигу­ра Христа, крона дерева и Золотые ворота с Иерусалимским храмом написаны более плотно. Такое контрастное цветовое решение нередко встречается в ико­нописи XVIII века.

Происхождение

Происхождение не установлено. Поступила в музей в 1970 году.

Библиография