Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Мария Египетская, со сценами жития

Реставрация: Реставрировалась в 2000 году Т.Л.Шабановой

Размер: 30,9 х 26,9

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Мария Египетская, преподобный Зосим

Уточняющая датировка: 18 в. Начало

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Тип изображения: Сюжетная композиция

Иконографическая справка

Литературным источником иконы, по-видимому, послужило Житие препо­добной Марии Египетской из Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского (под 1 апреля). Согласно Житию, Мария Египетская, жившая в VI веке, в молодости бы­ла блудницей в Александрии, но, посетив с паломниками Иерусалим, сделалась ревностной христианкой и отправилась в заиорданскую пустыню, где провела со­рок семь лет в посте и покаянии, искупая свои грехи.

На иконе изображены события, свидетелем которых довелось стать препо­добному Зосиме. Удалившийся во время Великого поста в глубь пустыни, старец Зосима увидел преподобную Марию, которая походила на опаленную солнцем «тень» человека. Пустынножительница была совершенно нагой, и Зосима поде­лился с ней одеждой. Старец сразу ощутил святость отшельницы: она обладала даром провидения, во время молитвы стояла «на воздусе» (парила над землей). Направляясь к преподобному Зосиме, чтобы причаститься Святых тайн, пустынни­ца прошла по водам Иордана, как по суше. Знаки благоволения Господа к рас­каявшейся грешнице были заметны и после ее смерти. Преподобный Зосима не мог похоронить Марию должным образом: ему нечем было выкопать могилу в каменистой почве пустыни. Неожиданно появился кроткий лев, который когтями ископал могилу для отшельницы.

Живописный рассказ о преподобной Марии, разворачивающийся в средни­ке, далек от упорядоченности традиционной житийной иконы. Однако в располо­жении сцен здесь можно усмотреть определенную логику. В центре изображена преподобная Мария с поднятыми и простертыми в молитве руками и упавший пе­ред ней на колени старец Зосима. Вокруг этой сцены выстраиваются остальные эпизоды, прославляющие подвиг святой: встреча старца Зосимы с преподобной Марией; ее переход через Иордан «яко посуху»; причащение и кончина отшель­ницы. Сцены не разграничиваются пейзажными мотивами и теснят друг друга; фи­гура Зосимы повторяется несколько раз.

Тонкая живопись, изысканная палитра тонально сближенных нежно-охрис­тых, палевых и прозрачных коричневых цветов придают образу гармоничность и уравновешенность. Особенно красива пустыня, которая изображена в виде свет­ло-охристых горок с коричневыми или зеленоватыми притенениями и белильными лещадками, поросших редкой растительностью из коричневых трав и кустиков. Общий коричневатый тон соединяет миниатюрные фигуры преподобных с окружающим пейзажем. Иконописец как будто передает слова тропаря преподобной Марии: «Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце славная, пришла еси ко Христу...».

В соответствии с богослужебным уставом, подвиги преподобной Марии Еги­петской вспоминаются в Великий пост как образец истинного покаяния. К ней об­ращены восемнадцать тропарей покаянного Великого канона Андрея Критского, читаемого на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста.

Не исключено, что создание ярославской иконы связано с поминовением же­ны царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской, небесной пок­ровительницей которой была Мария Египетская.

Происхождение

Происходит из города Тутаева Ярославской области (бывший Романов-Борисоглебск). Поступила в 1977 году.

Фрагменты

Библиография