Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Никола Чудотворец, святые ярославские князья Феодор, Давид, Константин, Василий и Константин в молении Толгской иконе Богоматери

Реставрация: Реставрировалась в 2001 году Д.В.Мазновой

Размер: 31 х 26

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Николай Чудотворец, святые ярославские князья Феодор, Давид, Константин, Василий и Константин

Уточняющая датировка: 18 в. Середина

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

Документальные сведения о том, что церковнослужители ярославского Успен­ского собора заказывали иконописцам множество небольших икон с изображени­ем ярославских чудотворцев, относятся к последним десятилетиям XVIII века. Одна­ко традиция создания подобных произведений сложилась намного раньше, пос­кольку духовенству собора часто требовались иконы для поднесения благотворителям и именитым гостям — членам царской семьи и церковным иерар­хам. Иконы местночтимых святых также создавались для домашней молитвы и вкла­дов в храмы.

Публикуемая икона, по-видимому, была написана в связи с вкладом в Спасо-Пробоинскую церковь драгоценной реликвии — частицы мощей святого князя Васи­лия, для которой в иконной доске сделано углубление-мощевик. По просьбе неизве­стного заказчика иконописец изобразил особо чтимых в Ярославле святых в моле­нии перед явленным чудотворным образом Толгской Богоматери. Мощи благоверных князей Феодора, Давида и Константина являлись важнейшей святыней ярославского Спасского монастыря. С ярославским Успенским собором был связан культ князей Василия и Константина — там хранились их мощи и находился посвя­щенный им придел. Наконец, святитель Николай Чудотворец в купеческом Ярослав­ле издавна считался скорым помощником и покровителем в торговых делах.

В 1 744 году в Успенском соборе произошел пожар, во время которого сильно обгорели мощи Василия и Константина. Их останки были переложены в ковчеги. Очевидно, в связи с этим возникла возможность отделить частицу мощей по прось­бе благочестивого жертвователя. Тогда же, вероятно, и была написана икона.

Композиция произведения отличается торжественностью и величием. Единооб­разие жестов святых создает ощущение соборной молитвы перед богородичной иконой. На глубоком синем фоне выделяются орнаментированные одеяния князей и фелонь святителя Николая. Цветочные узоры, выполненные по золотой подкладке красной и зеленой краской, повторяют мотивы, известные с XVII века. Лики святых, написанные золотистой охрой по зеленоватому санкирю, отличаются теплотой и одухотворенностью.

Пластинка мощевика выполнена современным ювелиром по старому образцу

Происхождение

Происходит из Спасо-Пробоинской церкви в Ярославле. Поступила в 1970 году

Библиография