Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Коронование Богоматери

Реставрация: Реставрировалась в 1989-1991 Е.Пелагиной и Е.Харчиковой под руководством И.В.Ярыгиной

Размер: 32,5 х 27

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Бог Отец, бог Сын, Святой дух, Богоматерь, херувимы

Уточняющая датировка: 18 в. Середина

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Ростовое и сюжетная композиция

Иконографическая справка

Иконография Коронования Богоматери сложилась в искусстве католической Европы XIII века на основе текста, приведенного в «Золотой легенде» Якопо да Вораджине. Этот сюжет часто входил в состав западноевропейских изображений Успения Богоматери, поскольку, согласно преданию, коронование Марии на небесах произошло сразу после ее Успения. Коронование не только изображало небесное прославление Богоматери, завершившее ее земной путь, но толковалось богословами как зримый образ окончательного исполнения Божественного замысла о спасении человека. В русском искусстве изображения Коронования Богоматери появляются в последней четверти XVII столетия. Особенно широкое распространение они получают в XVIIIXIX веках, когда было создано подавляющее большинство отдельных икон на этот сюжет.

На иконе Егора Шергина представлена коленопреклоненная Пречистая Дева, смиренно сложившая руки на груди и склонившая голову. Она стоит на клубящихся облаках, в окружении херувимов, между Богом Отцом и Богом Сыном, которые возлагают на ее голову корону. Вверху парит осеняющий Богоматерь Святой Дух в виде голубя. Богословский смысл иконы обогащается значением атрибутов, символизирующих всевластие Бога Отца и искупительный подвиг Бога Сына (скипетр в руках Саваофа и земной шар у его ног; красные одежды, крестчатый нимб и четырехконечный крест, лежащий на плече Христа).

На нижнем поле иконы имеется надпись: «Писал сей образ иконописец Егор Шергин 1764 года ... дня».

Сложные ракурсы фигур, исполненные патетики, развевающиеся одежды, клубящиеся облака подчеркивают барочный характер образа, а плотность письма и яркость открытых цветов выдают руку замечательного иконописца, умело соединившего новые стилистические веяния с древней традицией.

Происхождение

Происхождение не установлено.Поступила в 1988 году от частного лица

Библиография