Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Спас нерукотворный

Реставрация: Реставрировалась в 1999 году Р.Катыревым под руководством Л.Д.Рыбцевой

Размер: 43,8 х 34,5

Автор:

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель, Иоанн Предтеча, Димитрий Ростовский

Уточняющая датировка: 19 в. Начало

Век: 19

Страна: Россия

Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Спаситель

Тип изображения: Оглавное или оплечное

Иконографическая справка

Древнейшие сведения о Нерукотворном образе Спасителя дошли до нас в источниках V-VI веков. В середине IX столетия, вскоре после перенесения прославленной реликвии в Константинополь императором Константином Багрянородным, была составлена пространная «Повесть об эдесском образе». Согласно древнему преданию, приведенному в тексте повести, страдавший тяжелой болезнью эдесский царь Авгарь послал к Христу своего слугу, художника Ананию, с просьбой об исцелении. Царь получил исцеление от присланного ему плата, на котором чудесным образом отобразился лик Христа.

Исцелившийся Авгарь уверовал во Христа и повелел поместить плат с не­рукотворным ликом в нише над городскими воротами Эдессы. Замурованный при его потомках, образ был чудесно обретен в 530 году, во время осады Эдессы войсками персидского царя Хосрова, а в 944 году — торжественно перенесен в Константинополь и помещен в дворцовой церкви Богоматери Фаросской (в честь этого события учредили особый праздник, отмечаемый 16/29 августа). Именно с этого времени Неру­котворный образ стал почитаться как одна из главных реликвий христианского мира. Древнейшие русские изображения такого типа известны уже в домонгольскую эпоху.

В центре иконы из Ярославского музея на белом плате с голубыми разделками изображен лик Спасителя. Под убрусом написаны начальные слова молитвы: «Хр(и)сте Боже нашъ всякъ надейся на Тя да не постыдится» и дата создания ико­ны — 1806 год. На нижнем поле находится подпись автора, Ивана Семеновского. Средник от полей отделяет золотая рамка, прерываемая барочными картушами, в которые вписаны фигуры Иоанна Предтечи и Димитрия Ростовского. Пророк держит в руке свиток, святитель — Евангелие.

Биографические данные об Иване Семеновском, к сожалению, неизвестны. Можно предположить, что он, как и многие художники того времени, выполнял не только иконописные заказы, но работал и как светский живописец. Лик Спасителя на его иконе во многом похож на купеческие портреты, создававшиеся в первой половине XIX века провинциальными мастерами. Реалистические черты (передача взгляда, моделировка объема) сочетаются здесь с типичным для иконописи условным написанием отдельных элементов (ушные раковины в виде орнаментальных завитков, глубокая тень над подбородком и т.д.).

Взаимопроникновение приемов иконописания и светской живописи в творчестве провинциальных художников — одна из наиболее характерных черт искусства первой половины XIX века.

Происхождение

Происхождение не установлено. Поступила в музей в 1970 году

Библиография