Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Гавриил и Довмонт Псковские, благоверные князья с образом Успения Богородицы

Реставрация: Реставрация оклада в 2012 г. (С.Л.Чавушьян, ГИМ)

Размер: 24,3 х 19,7

Автор:

Материал: Дерево, грунт, смешанная техника; оклад — серебро, эмалъ, чернь; чеканка, гравировка, канфарение, золочение.

Персоналии: Всеволод ( в крещении Гавриил) и Довмонт ( в крещении Тимофей)

Уточняющая датировка: 19 в. Начало

Век: 19

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

С момента расформирования Музея 1812 года в 1919 г. часть его коллекции хранилась в доме члена комитета по устройству этого музея А.А. Бахрушина, вдова которого передала памят­ники в Исторический музей в 1940 г.

Благоверные князья псковские Всеволод (в крещении Гавриил) и Довмонт (в крещении Ти­мофей) были канонизированы Собором 1549 г. Почитались как святые воины Отечества, заступ­ники Русской земли1.

Ктиторская икона изображает святых князей в рост, в древних княжеских одеждах и шап­ках, в молении образу Успения Богородицы. В одной руке у князей по мечу, другой они дер­жат образ, являющийся списком с чудотворной иконы, принесенной строителями Успенского собора (1073—1076) Киево-Печерской лавры из Византии2. Над изображенным между князьями трехглавым храмом надпись: «Псковский собор». Этот собор во имя Святой Троицы издавна яв­лялся святыней Пскова, его духовным Домом, местом вручения боевого меча псковским князьям при возведении на престол. Деревянный Троицкий собор, основательницей которого, по пре­данию, была княгиня Ольга, с 957 г. свидетельствовал о распространении христианской веры на Псковской земле. Обновление храма во имя Живоначальной Троицы стало одним из славных деяний князя Всеволода (Гавриила) Мстиславича, первого псковского «народного» князя (1137— 1138). Там же покоятся и его мощи3. В Троицком соборе принял святое крещение (в честь муче­ника Тимофея Палестинского), молился и был погребен и князь Довмонт (ум. 1299). Бу

ОБРАЗЪ СЕЙ УСПЕНШ МАТЕРИ БОЖ1ЕЙ ЧРЕЗЪ 234 ГОДА НЕ БЫЛЪ ПРИНОСИМЪ ВО ПСКОВЪ, СО ВРЕМЕНИ НАШЕСТВ1Я ЛИТВЫ; НЫНЕ ЖЪ ПО ДОЗВОЛЕННО ПРАВИТЕЛЬСТВА, ВО ВРЕМЯ ВТОРЖЕН1Я НЕПРИЯТЕЛЯ, СО ВСЯКИМЪ УМИЛЕШЕМЪ И УСЕРДИЕМЪ ГРАЖДАНЪ ПОДЪЯТЪ ИЗЪ ПСКОВОПЕЧЕРСКАГО МОНАСТЫРЯ; И ОБНЕСЕНЪ БЫЛЪ ОКОЛО СТЕНЪ ГРАДА ПСКОВА 7-го ОКТЯБРЯ 1812-го НАКАНУНЕ ВЗЯТ1Я ПОЛОЦКА ХРАБРЫМЪ ГЕНЕРАЛОМЪ ГРАФОМЪ ВИТ-ГЕНШТЕЙНОМЪ. ВСЛЕДCTBIE ЧЕГО ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ УТВЕРЖДЕНЪ СЕЙ КРЕСТНЫЙ ХОДЪ ОТЪ ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА И НА ПОЗДНЫЯ ВРЕМЕНА ПОТОМСТВА.

Образ святых благоверных князей Гавриила и Довмонта символизировал веру псковитян в не­бесную защиту своих покровителей во время военных событий Отечественной войны 1812 г. По­сле 1813 г. икона в окладе была вложена в походную церковь императора Александра I.

Серебряный оклад иконы выполнен в стиле александровского классицизма, популярного в русском искусстве начала XIX в., и отражает поиск неизвестным московским мастером своего образа на пути осмысления идеалов античного искусства. Декоративное решение оклада, постро­енное на контрасте гладкой и фактурной поверхности, уравновешенность орнаментальной ком­позиции, которая сочетает элементы ордерной классической архитектуры (аркатуры, колонны) и растительного орнамента (линейные пальметты, рельефные цветочные розетки и виноградные лозы с листьями и гроздьями), отвечает стилевой эстетике классицизма.

дучи ро­дом из Литвы, он за свою доблесть и христианские добродетели был избран псковичами князем Псковской земли (с 1266).

Обратная сторона иконы псковских святых закрыта серебряной пластиной с черневой над­писью: АВГУСТЕЙШЕМУ ГОСУДАРЮ НАШЕМУ АЛЕКСАНДРУ ПАВЛОВИЧУ ОТЪ ГРАЖДАНЪ ПСКОВСКИХЪ ВСЕПОДДАННЕЙШЕЕ ПРИНОШЕНИЕ 1813 ГОДАIЮНЯ 1-го ДНЯ. ЧУДОТВОРНЫЙ

 

Происхождение

Происходит из походной церкви императора Александра 1

Поступила в 1940 г. от В.В. Бахрушиной в составе коллекции бывшего

Музея 1812 года

Фрагменты

Библиография