Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин, благоверные князья Ярославские

Реставрация: нет данных

Размер: 29,4 х 24,5

Автор:

Материал: Дерево, левкас; темпера, холст; оклад — серебро; басма

Персоналии: Феодор Черный, Давид, Константин

Уточняющая датировка: 17 в. Начало

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое и многофигурное

Иконографическая справка

И

 

кона была передана в 1864 г. в Румянцевский музей из палатки на Ивановской колокольне Московского Кремля, где находился склад Московской Синодальной конторы1. Этот образ был преподнесен в 1638 г. царевичу Алексею Михайловичу, о чем свидетельствует надпись чернилами скорописью XVII в. на холстяной рубашке, закрывающей оборот: «146 года гос(у)дарю царевичу князю Алексею Михайловичу // из Ярославля»2.

На иконе представлены первые ярославские святые, небесные покровители Ярославля Фео­дор Черный, князь смоленский и ярославский (1230-е—1299), и его чада Давид (ум. 1321) и Кон­стантин (год смерти неизвестен). Согласно житию, Феодор Ростиславич3 родился в Смолен­ске, после смерти отца получил от старших братьев в княжение небольшой городок Можайск. К 1257 г. Ярославское княжество, разоренное войнами, потеряло своего последнего князя Васи­лия Всеволодовича, и на престоле оказалась его вдова Ксения. Для возрождения ярославского княжеского рода княгиня Ксения и бояре приняли решение о приглашении Феодора Можай­ского на ярославское княжение, выдав за него княжну Анастасию, дочь князя Василия. От этого брака родилось несколько детей, в том числе сын Михаил. По политическим причинам князь Феодор в период с 1266 по 1276 г. пребывал в Золотой Орде. Он пользовался доверием и рас­положением хана Менгу-Тимура, участвовал в военных походах золотоордынских отрядов. Ко­гда в отсутствие Феодора умерла княгиня Анастасия, князем был объявлен его малолетний сын Михаил. Вернуться в Ярославль Феодору Ростиславичу не удалось: власть в свои руки взяла его теща, княгиня Ксения.

Князь Феодор женился в Золотой Орде на дочери хана, в крещении — Анне4, получив в прида­ное 36 городов в кормление. У них родились сыновья Давид и Константин. После ранней смерти князя Михаила (около 1290) Феодор Черный, получив ярлык на княжение, с помощью татар воз­вратился в Ярославль. Годы его правления стали самыми благополучными для жителей. Не было ни одного татарского набега, Ярославль укреплялся, в нем процветали ремесла, торговля, строи­лись храмы. Князь расширил и границы княжества. Перед смертью Феодор принял схиму и, как сказано в житии, просил прощения у своих сограждан.

Почитание благоверного князя Федора Черного и его сыновей началось в середине XV в.5 Пе­резахоронение их останков, которое состоялось в 1463 г., было ознаменовано чудесами. Члены присланной ростовским архиереем комиссии отнеслась с недоверием к новоявленным чудотвор­цам, однако были наказаны болезнями. В 1467 г. трех ярославских князей причислили к лику святых. Тогда же иноку ярославского Спасо-Преображенского монастыря Антонию было предпи­сано составить житие святых князей6. В настоящее время мощи святых почивают в Феодоровской церкви Ярославля.

Ярославских чудотворцев обычно изображают группой из средовека и двух юношей меньшего роста. Князь Феодор Ярославский на иконах представлен в схиме и куколе, чада — в княжеском облачении. Изображенный на верхнем поле нашей иконы Спас Нерукотворный напоминает о по­священии ярославского собора Спасителю.

Колористические особенности (обилие охр, коричневый и темно-красный цвета), несколько упрощенная манера написания ликов напоминает многие ярославские иконы второй чет­верти XVII в. Сохранившиеся фрагменты серебряного оклада имеют также характерный для XVII в. чешуйчатый орнамент.

Происхождение

Происходит из соборов Московского Кремля

Поступила в 1927 г. из бывшего Румянцевского музея

Фрагменты

Библиография