Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Димитрий царевич и князь Роман Угличские

Реставрация: Реставрация в 1995 - 1998 гг (Л.А.Миронова, ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря)

Размер: 31 х 27

Автор:

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Царевич Димитрий и князь Роман Угличские

Уточняющая датировка: 17 в. Конец

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Благоверный князь Роман (1235—1285), младший сын первого угличского князя Владимира (121^—1249), на княжеском престоле — с 1261 г., после смерти отца и старшего брата. Его правления стало временем расцвета Углича. Похоронен в угличской церкви Преображения. Ка­нонизирован в 1595 г.1

Во время разорения Углича польскими войсками (1609) храм был сожжен, но частицы мощей сохранились. В пожаре погибло житие святого, созданное в 1605 г. воеводой С.А. Олферьевым и иноком Сергием из Данилова монастыря Переславля. В XVIII в. при Преображенском соборе Уг­лича было составлено новое пространное житие святого2.

В 1606 г. были обретены нетленные останки царевича Димитрия (1582—1591), убитого в Уг­личе, — городе, который был ему дан в удел после смерти отца. Царевича канонизировали как му­ченика, погибшего от рук убийц. Нетленные мощи его перенесли в Москву. После 1606 г. форми­руется иконографический извод изображения царевича вместе с князем Романом. Самая ранняя икона с их образами относится ко второй четверти XVII в.3

На публикуемой иконе два представителя рода Рюриковичей изображены в рост, в богато украшенных одеждах. Изображение града в руках говорит об их почитании в Угличе как святых защитников города и чудотворцев. Такая иконография встречается во многих местных памятни­ках конца XVII — начала XVIII в.4 Несмотря на то, что в Москве 1630-х гг. складывается традиция изображения царских атрибутов Димитрия в виде закрытой короны, на голове у него — открытый венец. Такой, более ранний, вариант изображения продолжает использоваться в памятниках про­винциального письма1. Это позволяет предположить, что икона написана местным иконописцем.

Происхождение

Поступила в 1893 г. из собрания И.П. Силина

Библиография