Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Реставрация: Реставрация в 1995 - 1998 гг (Л.А.Миронова, ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря)
Размер: 31 х 27
Автор: Нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера
Персоналии: Царевич Димитрий и князь Роман Угличские
Уточняющая датировка: 17 в. Конец
Век: 17
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Святые
Тип изображения: Ростовое
Благоверный князь Роман (1235—1285), младший сын первого угличского князя Владимира (121^—1249), на княжеском престоле — с 1261 г., после смерти отца и старшего брата. Его правления стало временем расцвета Углича. Похоронен в угличской церкви Преображения. Канонизирован в 1595 г.1
Во время разорения Углича польскими войсками (1609) храм был сожжен, но частицы мощей сохранились. В пожаре погибло житие святого, созданное в 1605 г. воеводой С.А. Олферьевым и иноком Сергием из Данилова монастыря Переславля. В XVIII в. при Преображенском соборе Углича было составлено новое пространное житие святого2.
В 1606 г. были обретены нетленные останки царевича Димитрия (1582—1591), убитого в Угличе, — городе, который был ему дан в удел после смерти отца. Царевича канонизировали как мученика, погибшего от рук убийц. Нетленные мощи его перенесли в Москву. После 1606 г. формируется иконографический извод изображения царевича вместе с князем Романом. Самая ранняя икона с их образами относится ко второй четверти XVII в.3
На публикуемой иконе два представителя рода Рюриковичей изображены в рост, в богато украшенных одеждах. Изображение града в руках говорит об их почитании в Угличе как святых защитников города и чудотворцев. Такая иконография встречается во многих местных памятниках конца XVII — начала XVIII в.4 Несмотря на то, что в Москве 1630-х гг. складывается традиция изображения царских атрибутов Димитрия в виде закрытой короны, на голове у него — открытый венец. Такой, более ранний, вариант изображения продолжает использоваться в памятниках провинциального письма1. Это позволяет предположить, что икона написана местным иконописцем.
Поступила в 1893 г. из собрания И.П. Силина